10 Август 2011 – 18:58 | 47 пікір

Құрметті ИНФОРМАТИКТЕР!
Cайтымыз сіздердің арқаларыңызда, аз уақытта Қазақстандағы ең танымал сайттардың біріне айналып келеді. Кейбір қазақ тілді сайттар өз контенттерін біздің сайтқа қарап өзгертіп қолданушыларын да көбейтті. Біздің үлгімізбен біршама жаңа сайттар ашылды. Соған қарағанда Информатик …

Толығырақ »
Информатика

Бәрі информатикаға байланысты

Педагогика

Тәлім-тәрбиеге байланысты материалдар

Басқа пәндер

Ұстаздар шығармашылығы

Оқушылар шығармашылығы

Басты бет » Информатика, Таңдаулы

Информатика-9. Алгоритм и его свойства, представление алгоритмов в виде блок-схем и на алгоритмическом языке.

Опубликовал в 23 Октябрь 2012 – 23:48Пікір жоқ
Бұл мақала 310 рет оқылды, 2 рет бүгін

Туралина Раушан Маратовна, сш. №2, город Тараз.

Тема:
Цели урока: -
Образовательная: Ознакомить учащихся с понятием алгоритм, его свойствами и видами; графическим представлением алгоритмов и основными блоками; понятием алгоритмический язык и его словарём.
Развивающая: развить умения, навыки и интерес у учащихся при работе на уроке.
Воспитательная:  воспитать аккуратность и внимательность учащихся при работе.

Ход урока:
1.  Организационный момент (5 мин.).
2.  Проверка домашнего задания (5 мин.).
3.  Объяснение нового материала (15 мин.):

В современном мире человеку приходится решать задачи с использованием компьютера.  Решение любой задачи предполагает наличие алгоритма, т.е. точного предписания последовательности действий, исполнение которых позволяет, получить решение задачи. На основе алгоритма составляется программа, т.е. запись алгоритма решения задачи в виде, пригодном для исполнения его на компьютере. Отсюда следует, что сущность процесса решения задачи с помощью компьютера – это разработка алгоритма. Процесс составления алгоритмических предписаний называется алгоритмизацией.

Слово «алгоритм » происходит от algorithmi – латинской формы написания имени великого Среднеазиатского математика 9-го в. Аль – Хорезми, который сформулировал правила выполнения арифметических действий.

Иначе говоря, понятное и точное предписание исполнителю совершить последовательность действий, направленных на достижение указанной цели, называется алгоритмом.

Предписание алгоритма называется также командами. Совокупность команд, которые могут быть выполнены исполнителем, называется системой команд исполнителя.

Исполнитель алгоритма - это тот объект или субъект, для управления которым составлен алгоритм.

Если рассматривать структуру построения алгоритмов, то можно выделить три основных типа их построения:

1) линейный

2) разветвляющийся

3) циклический.

Линейным называется алгоритм, при выполнении которого исполнитель выполняет одну команду за другой в порядке их следования.

Разветвляющимся называется алгоритм, при выполнении которого действия исполнителя определяются результатами проверки некоторых условий.

Алгоритм при исполнении, которого отдельные команды или группы команд повторяются многократно, называется циклическим.

 

Свойства алгоритма:

  1. Алгоритм должен быть разбит на отдельные шаги, представляющие собой четкие, законченные действия. Переход к следующему шагу возможен лишь после завершения предыдущего. Свойства алгоритма состоять из отдельных шагов называется дискретностью.
  2. Каждое предписание алгоритма или его команда должны быть понятны

исполнителю, т.е. однозначно им истолкованы. Это свойство  алгоритма

называется определённостью.

  1. Свойство алгоритма решать не одну конкретную задачу, а целый класс однотипных задач называется массовостью.
  2. Результативности. Не каждый перечень четко определенных действий приводит к результату. Для исполнителя перечень действий, которые он выполняет, будет, является алгоритмом, если они приводят к решению задачи за разумное время.

ПРИМЕР:  Алгоритм «задача перевозчика»

У перевозчика на берегу коза, волк, капуста и лодка. Он должен перевести на другой берег козу, волка, капусту без потерь.

Аргумент: коза, волк, капуста

Результат: перевести без потери

Решение:

Перевести козу на 2-ой берег

Вернутся на 1-ый берег

Перевести капусту на 2-ой берег

Перевести козу на 1-ый берег

Перевести волка на 2-ой берег

Вернутся на 1-ый берег

Перевести козу на 2-ой берег

 

Наглядным способом представления алгоритмов является его графическое представление в виде блок – схем. Рассмотрим основные блоки и их начертания:

 

НАЧЕРТАНИЕ БЛОКОВ

НАЗНАЧЕНИЕ БЛОКОВ

 

НАЧАЛО АЛГОРИТМА

 

КОНЕЦ АЛГОРИТМА

 

ВВОД ДАННЫХ, ВЫВОД РЕЗУЛЬТАТА

 

ВЫЧИСЛИТЕЛЬНОЕ ДЕЙСТВИЕ

 

ПРОВЕРКА УСЛОВИЙ

 

НАЧАЛО ЦИКЛА

Алгоритмический язык – система обозначений и правил для точной записи алгоритмов и их исполнения. Алгоритмический язык имеет свой словарь. Основу его составляют слова, представляющие команды этого языка. В алгоритмическом языке также используются слова, смысл и способ употребления которых не изменяется. Они называются служебными словами.

Служебные слова алгоритмического языка выделяются (подчеркиваются) и записываются, как правило, в сокращенной форме и предназначены для оформления алгоритмов.

Название алгоритма записывается после служебного слова алг (алгоритм). За названием алгоритма следуют команды, которые заключаются между служебными словами нач (начало) и кон (конец), указывающие на начало и конец алгоритма.

Рассмотрим вид записи  линейного алгоритма на алгоритмическом языке, который имеет вид:              алг название алгоритма;

нач

ввод данных

вычисление действий

вывод результата

кон

Рассмотрим  вид записи разветвляющего алгоритма:

алг название алгоритма

нач

ввод данных

проверка условий

выполнение команд алгоритма

вывод результата

кон

Рассмотрим вид записи циклического алгоритма:

алг название алгоритма

нач

ввод данных

начало цикла

выполнение команд алгоритма

вывод результата

конец цикла

кон

 

4.  Закрепление нового материала (10 мин.):

УПРАЖНЕНИЯ

1) Составить алгоритм «Золушки»

Имеются два кувшина ёмкостью 3 и 8 литров. Нужно набрать из реки 7литров воды.

Аргумент: 3-х литровый кувшин , 8-ми литровый кувшин и река воды

Результат: набрать 7 литров воды

Решение:

Наполнить 3-х литровый кувшин

Вылить в 8-ми литровый

Наполнить 3-х литровый кувшин

Вылить в 8-ми литровый

Наполнить 3-х литровый кувшин

Долить до краёв 8-ми литровый кувшин

Вылить воду из 8-ми литрового кувшина

Вылить воду из 3-х литрового кувшина в 8-ми литровый

Наполнить 3-х литровый кувшин

Вылить в 8-ми литровый кувшин

Наполнить 3-х литровый кувшин

Вылить в 8- ми литровый кувшин

2)  Составить алгоритм «Диспетчера»

На железной дороге стоят 3 вагона. С лева едет 1 тепловоз с 2 вагонами, с права пассажирский поезд, есть тупик, нужно пропустить пассажирский поезд.

Аргумент: поезд, тупик

Результат: пропустить пассажирский поезд

Решение:

В тупик поставить 1 тепловоз с 2 вагонами

Прицепить к пассажирскому поезду 3 вагона

Выехать с тупика 1 тепловоза с 2 вагонами

Вернуть пассажирский поезд с 3 вагонами

В тупик поставить 3 вагона

3) Для задачи составить блок-схему и записать на алгоритмическом языке

Дана функция вида: y=sinх+5z.

Решение:

алг нахождение функции

нач

ввод x,z

вычисление y=sinx+5z

вывод у

кон

 

 

 

 

 

 

 

 

5.Домашнее задание: Подготовиться по теории, составить 3 алгоритма из жизни и 3 примера на функции (сложного типа), применить графический способ записи алгоритмов и перевести на алгоритмический язык. (3 мин.).

6. Выставление оценок за урок (5 мин.).

7. Итог урока (коротко и ясно изложить весь урок) (2 мин.)

 

 

 

 

 

 

 

 

Ұқсас тақырыптар:

Оставьте комментарий

Добавьте комментарий ниже или обратную ссылку со своего сайта. Вы можете также подписаться на эти комментарии по RSS.

Всего хорошего. Не мусорите. Будьте в топе. Не спамьте.

Вы можете использовать коды HTML:
<a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>

На сайте используются Gravatar. Чтобы его получить зарегистрируйтесь Gravatar.