Механическая, оптико-механическая, оптическая «мышь»
Восточно Казахстанская область, г.Семей,
Колледж СГУ имени Шакарима,
Преподаватель информатики
Мүрсәлім Балжан Оразбекқызы
Тема урока: Механическая, оптико-механическая, оптическая «мышь»
Тип урока: комбинированный урок
Метод проведения урока: усвоения новых знаний, умений и навыков
Цели урока:
Обучающие:
• повторить пройденный раздел: “Устройства внешней памяти и носители информации”;
• дать определение термину “мышь”;
• рассмотреть внешние различия манипуляторов типа “мышь”;
• рассмотреть классификацию манипуляторов типа “мышь”;
• изучить состав компьютерной мыши;
• изучить устройство и принцип действия различных типов компьютерных мышей;
• закрепить полученные знания о манипуляторах ввода типа “мышь”.
Развивающие:
• развивать умения строить аналогии, обобщать и систематизировать;
• развивать положительные мотивы учебно-познавательной деятельности, интересов, творческой инициативы и активности.
Воспитательные:
• способствовать обогащению и усложнению словарного запаса;
• способствовать формированию бережного отношения к окружающим предметам, взаимного уважения друг к другу.
Межпредметная связь: Информатика
1. Левин В.И. Носители информации в цифровом веке.
2. Гук М. Дисковая подсистема ПК.
Ход урока
1. Организационный момент:
Учитель. Здравствуйте ребята! Садитесь. Я рада вас видеть и надеюсь на плодотворное сотрудничество. Сегодня у нас с вами пройдет необычный урок. Как вы видите у нас на уроке сегодня присутствуют гости, и я надеюсь, что вы меня не подведете и мы достигнем тех целей, которые поставим на уроке. Вы видите перед собой бланки, отметьте то изображение, которое соответствует вашему настроению.
2. Повторение ранее изученного раздела «Устройства внешней памяти и носители информации»
На предыдущих занятиях мы с вами изучали раздел изучаемого вами предмета «Периферийные устройства ЭВМ» – «Устройства внешней памяти и носители информации». Проверим наши знания и домашнюю работу. Сегодня, как и всегда, вы будите зарабатывать баллы, по количеству которых в конце урока получите отметки.
Игра знатоков «Что, где, когда?».
Правила игры:
1. Для определения номера вопроса крутите стрелку.
2. На обсуждение вопроса дается 1 минута.
3. Если кто-то из команды дает ответ незамедлительно, то 1 минута может быть использована как дополнительная.
4. Каждая команда участвует до первого проигрыша.
5. Побеждает команда набравшая большее количество баллов.
ВОПРОСЫ:
1. Вопрос от преподавателя истории. В 1945 году к работе над созданием компьютера был привлечен знаменитый математик, который подготовил доклад об этом компьютере. Доклад был разослан многим ученым и получил широкую известность, поскольку в нем ясно и просто сформулированы общие принципы функционирования компьютеров. До сих пор подавляющее большинство компьютеров сделано в соответствии с теми принципами, которые были изложены в этом докладе. Назовите имя этого математика. Ответ: Джон фон Нейман.
2. Вопрос от преподавателя казахского языка и литературы: «Говард Айкен, создатель первого в мире компьютера, сказал: «Живи он на 75 лет позже, я остался бы безработным». О ком он говорил?
Ответ: О Чарльзе Бэббидже.
3. Вопрос от куратора группы ВТ-22. Черный ящик. Когда появилось это устройство компьютера, то для него в русском языке некоторое время использовалось совсем другое название: по имени персонажа очень известной русской сказки. Имя этого персонажа Колобок. Уважаемые знатоки! Что лежит в черном ящике?
Ответ: Манипулятор «мышь».
4. Вопрос от медицинских работников колледжа. Уважаемые знатоки! Предлагаем вам игру, в которой слова заменяются на противоположные себе по смыслу, назначению, размерам и т.д. По этим правилам, например, словосочетание «материальная точка» превращается в «духовную плоскость», «функциональная клавиша» была бы представлена как «бесполезная кнопка». А теперь внимание. Вопрос: «Определите исходное словосочетание для следующего: «долговременный склероз».
Ответ: Оперативная память
5. Вопрос от заведующего отделением технико-технологических дисциплин колледжа. Что общего между папирусом, книгой и дискетой?
Ответ: хранение информации.
6. Вопрос от преподавателя информатики. Как называется устройство, вращающее магнитный диск, записывающее на этот диск информацию и считывающее с него информацию.
Ответ: Дисковод
7. Загадка:
Словно смелый капитан!
А на нем - горит экран.
Яркой радугой он дышит,
И на нем компьютер пишет
И рисует без запинки
Всевозможные картинки.
Наверху машины всей
Размещается …
Ответ: Дисплей
8. Загадка
Около дисплея - главный блок:
Там бежит электроток
К самым важным микросхемам.
Этот блок зовут …
Ответ: Системным
9. Флоппи-диск, толщиной 0,125 мм и диаметром 133 мм, покрытый с двух сторон высококачественным Ферролаком.
Ответ: Дискета
10. Вопрос от преподавателя иностранного языка: «Перевод текста с английского языка на русский является процессом…»:
Ответ: обработки информации
11. В каком устройстве компьютера осуществляется хранение информации?
Ответ: во внешней памяти
12. Загадка
Скромный серый колобок,
Длинный тонкий проводок,
Ну а на коробке -
Две или три кнопки.
В зоопарке есть зайчишка,
У компьютера есть …
Ответ: Мышка
3. Изучение нового материала
- Ребята я увидела, что вы справились с заданиями, поэтому мы можем перейти к изучению новой темы. Давайте откроем тетради запишем сегодняшнее число, и тему нашего урока, (Механическая, оптико-механическая, оптическая «мышь») (тема, число записано на доске). Цель урока: изучить понятие, классификацию, состав и принципы работы манипулятора типа “мышь”.
Для актуализации полученных ранее знаний об устройстве персонального компьютера учащимся предлагается вспомнить, какой минимальный набор устройств необходим для нормального функционирования ПК.
В минимальный набор устройств необходимо включить:
клавиатуру;
мышь;
монитор;
системный блок.
Такой набор устройств называется минимальной конфигурацией персонального компьютера.
На этом уроке рассмотрим ещё одно из основных устройств ввода информации, которое можно подключить к системному блоку.
Прежде чем приступить к рассмотрению данного устройства, давайте вспомним, какие типы устройств ввода необходимо различать?
Какой из представленных типов устройств мы изучали на предыдущем занятии?
Ответ: клавиатуру.
Сегодня мы изучим одно из устройств с прямым вводом информации: компьютерную мышь.
Итак, что же такое “мышь”?
“Мышь” - это манипуляторное устройство ввода информации.
Компьютерная мышь подключается к системному блоку и необходима для манипулирования объектами, отображающимися на экране монитора. Основные внешние характеристики мыши: кабель для подключения к ПК, корпус, кнопки, ролик прокрутки.
Первая мышь появилась в 1964 году. Её изобрёл Дуглас Энгельберт, проводя исследования в Стенфордском исследовательском институте.
9 декабря 1968 года считают «днем рождения» компьютерной мыши: в этот день состоялась ее первая публичная презентация. Дуглас Энгельбарт поразил своих коллег, представив компьютер с черно-белым текстовым монитором, снабженный оконной системой с контекстно-зависимой подсказкой и примитивной мышью. Первая мышь, она же «индикатор позиций х и y», она же манипулятор, выглядела как деревянная коробочка, которая перемещалась по столу на колесиках, отсчитывая их обороты и развороты. Затем эта информация вводилась в компьютер и управляла перемещение курсора на экране. Энгельбарт не может припомнить, кому принадлежит авторское право на название устройства: «Устройство выглядело как мышь с хвостом, и мы все в лаборатории его так и называли». Отметим, что Энгельбарт работал над созданием манипулятора не один: он является автором идеи и разработчиком концепции, но само устройство сделал не он. Первая мышь была сделана руками аспиранта по имени Билл Инглиш, а присоединившийся позднее Джеф Рулифсон существенно улучшил конструкцию мыши и разработал для нее программное обеспечение.
Мыши выпускаются различными изготовителями, самых разнообразных конструкций и размеров. Несмотря на внешнее разнообразие, все они работают одинаково. Перемещение мыши по специальному коврику вызывает аналогичное перемещение указателя мыши по экрану монитора. Основными компонентами мыши являются:
• корпус, который вы держите в руках и передвигаете по коврику;
• шарик — датчик перемещения мыши (этот шарик активно заменяется световым диодом, такие мыши называются оптическими);
• несколько кнопок (две или три) - для подачи команд (выбора);
• кабель - с разъемом для соединения мыши с компьютером;
• колесо прокрутки.
Первоначальное данное устройство имело следующее название: “указатель xy-координат для дисплея”, так как технология создания мыши базируется на принципе её передвижения. Первыми компьютерами, которые стали продаваться вместе с мышкой, стали компьютеры фирмы Apple.
На сегодняшний день большое внимание при изготовлении компьютерных мышей уделяют внешним характеристикам. Внешние различия можно разделить на несколько групп:
Среди многообразия компьютерных мышей можно выделить отдельные группы, относящиеся к одному виду. Давайте рассмотрим виды манипуляторов “мышь”. Всего 4 основных вида.
Рассмотрим принцип работы и описание каждого из видов компьютерной мыши в отдельности.
Ребята, на прошлом уроке я вам дала задание подготовить доклады по темам «Механические «мыши»», «Оптические «мыши»», «Оптико-механические «мыши»», «Лазерные «мыши»».
4. Выступление докладчиков
1. «Механические «мыши»» - докладчик Аринова Алия.
2. «Оптические «мыши»» - докладчик Радионов Валерий.
3. «Оптико-механические «мыши»» - докладчик Трофимчук Алина.
4. «Лазерные «мыши»» - докладчик Белич Владимир.
4.Закрепление нового материала
Обсуждение докладов. Обмен мнениями.
5. Домашнее задание:
1. Поделиться мнением о сегодняшнем уроке со своими друзьями, родителями.
2. Фигурнов В.Э. «IBM PC для пользователя. Изд. 7-е, М.: 1997», §2.40
Ұқсас тақырыптар:
- Информатика. Внеурочная работа “Своя игра”
- Информатика-7. Дополнительные возможности графического редактора Paint.
- Информатика-9. Алгоритм и его свойства, представление алгоритмов в виде блок-схем и на алгоритмическом языке.
- Бинарный урок русского языка и информатики Тема: “Родники”
- Информатика-8. Урок “Системы счисления”
- Внеклассное мероприятие по информатике и математике. “Галерея Великих - ученых”
- Технология. «Организация рабочего места для выполнения ручных работ.Инструменты и приспособления»
- Математика 4 класс. «Умножение и деление вида 242*4, 968:4»
- Информатика. Кесте құру. Word –тың графикалық мүмкіндіктері
- Компьютерді вирустардан қорғау