УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА ТРЕНИНГОВЫХ КУРСОВ
Бұл мақала 1846 рет оқылды, 7 рет бүгін
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН
АО «Национальный центр информатизации»
УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА ТРЕНИНГОВЫХ КУРСОВ ПО ПОДГОТОВКЕ
ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КАДРОВ К ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СИСТЕМЕ УПРАВЛЕНИЯ ШКОЛОЙ (SMS) УЧИТЕЛЯ И КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ
Алматы, 2011
Рекомендовано Ученым советом
Национального центра информатизации
Рецензенты:
Мусин К.С., доктор педагогических наук, профессор
Мухамбетжанова С.Т., доктор педагогических наук, доцент
Учебная программа тренинговых курсов по подготовке педагогических кадров к деятельности в системе управления школой (SMS) Учителя и Классного руководителя. – Алматы: АО «НЦИ», 2011. – 11 с.
Учебная программа тренинговых курсов по подготовке педагогических кадров к деятельности в системе управления школой (SMS) разработана в рамках программы 008 «Методологическое обеспечение системы образования» по заказу Министерства образования и науки Республики Казахстан.
Настоящая учебная программа является составной частью учебной программы тренинговых курсов по внедрению системы электронного обучения e-learning, рассчитанной на 72 часа теоретических и практических занятий. Раздел «Обучение деятельности в системе управления школой (SMS)» включает 18 часов: из них 2 часа – лекция, 16 - практические занятия.
Учебная программа адресована специалистам, отвечающим за подготовку педагогических кадров в системе высшего профессионального образования, повышение квалификации работников системы образования и предназначена для проведения обучения учителей и классных руководителей – пользователей систем электронного обучения.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Организация тренинговых курсов как форма обучения педагогических работников деятельности в системе электронного обучения (e-learning) является наиболее приемлемой формой работы на этапе профессионального совершенствования в рамках повышения квалификации работающих учителей и на этапе профессиональной подготовки в системе высшего педагогического профессионального образования.
Система управления школой (School Management System, далее – SMS) – это программное обеспечение, позволяющее автоматизировать процесс управления школой.
Цель курса – сформировать у учителей и классных руководителей систему знаний, умений и навыков, обеспечивающие их готовность учителей к деятельности в системе управления школой (SMS) в условиях системы электронного обучения.
Для достижения цели курса необходимо решить следующие задачи:
– раскрыть взаимосвязи дидактических, психолого-педагогических и методических основ управления школой и функциональных возможностей системы управления школой (SMS);
– обучить учителей и классных руководителей использованию и применению функционала SMS в своей повседневной профессиональной деятельности;
Поставленные задачи определили содержание занятий, в соответствие с которыми форма занятий – коммуникативный тренинг, позволяет учителю овладеть практическим функционалом SMS.
Настоящая учебная программа является составной частью программы трениговых курсов по подготовке педагогических кадров к деятельности в системе электронного обучения, общий объем которой составляет 72 часа. Раздел «Обучение деятельности в системе управления школой (SMS)» включает 18 часов: из них 2 часа – лекция, 16 часов отведены на практические занятия.
Вооружение учителей и классных руководителей знаниями, умениями и навыками работы с SMS позволит им эффективно организовывать профессиональную деятельность на основе сотрудничества педагогического, ученического и родительского коллективов.
Требования к уровню подготовки слушателей
В итоге тренинговых курсов по подготовке к деятельности в системы управления школой SMS учителя и классные руководители должны знать:
− государственную политику в области информатизации образования;
− требования к ИКТ-компетентности современного педагога;
− цели, назначение и функциональные возможности Системы электронного обучения e-learning;
− цели, назначение и функциональные возможности системы управления школой SMS;
будут уметь:
- осуществлять посредством SMS учёт учащихся, контроль успеваемости;
- формировать календарно-тематические планы, планы учебно-воспитательной работы и т.п.;
- вести поиск и выводить информацию по любому учащемуся,
- формировать в динамическом режиме стандартную и нестандартную отчётность для передачи в контролирующие организации и для внутреннего пользования;
- вводить данные в электронный журнал, электронный дневник и электронный портфолио учащихся;
- выводить данные в текстовые и табличные редакторы и распечатывать;
- формировать и читать объявления, обмениваться текстовыми сообщениями он-лайн и офф-лайн в рамках организации образования, назначать темы форумов и вести обсуждения по вопросам организации учебно-воспитательного процесса и т.д.
будут готовы:
- к автоматизации управленческой деятельности, делопроизводства, документооборота и учебного планирования;
- к взаимодействию с субъектами образовательного процесса посредством SMS.
Учебно-тематический план тренинговых курсов по подготовке педагогических кадров к деятельности в системе управления школой (SMS)
Учителя и Классного руководителя
№ | Тема занятий | Количество часов | |
Лекции | Практические занятия | ||
1. | Стратегическая политика государства в области информатизации образования | 2 | |
2. | Система электронного обучения e-learning в общеобразовательных школах РК | 2 | 2 |
3. | Требования к ИКТ-компетентности современного педагога РК | 2 | |
4. | Обучение деятельности в системе управления школой SMS,
в том числе: |
2 | 16 |
4.1. | Назначение и функции системы управления школой SMS | 2 | |
4.2. | Регистрация пользователей в системе SMS, работа с модулем «Документы», | 2 | |
4.3. | Работа с модулями «Планы», «История школы» | 2 | |
4.4. | Работа с модулем «Расписание» | 2 | |
4.5. | Работа с модулями «Электронный журнал», «Электронный дневник ученика» | 2 | |
4.6. | Работа с модулями «Воспитательная работа», «Анкетирование» | 2 | |
4.7. | Работа с модулями «Питание», «Библиотека», «Медицинский кабинет» | 2 | |
4.8. | Работа с модулем «Статистика», | 2 | |
4.9. | Работа с модулем «Коммуникация» | 2 | |
5. | Обучение деятельности в системе управления классом (CRMS) | 2 | 4 |
6. | Обучение деятельности в системе управления обучением (LMS) | 2 | 10 |
7. | Обучение деятельности в системе тестирования (TMS) | 2 | 10 |
8. | Обучение деятельности в системе «Электронные методические системы по предметам (ММС)». | 2 | 10 |
9. | Итоговое тестирование. | 4 | |
Итого: | 16 | 56 | |
ВСЕГО: | 72 |
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Тема 1. Стратегическая политика государства в области информатизации образования (2 ч.)
Новые социально-экономические условия информационного общества, связанные с комплексным внедрением информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) во все сферы общественной жизни, объединением глобальных телекоммуникационных сетей и интеллектуальных компьютерных систем. Ведущие принципы образования информационного общества по ЮНЕСКО: образование для всех» и «образование через всю жизнь» − «Life Long Learning (LLL)». Актуальность новой парадигмы образования на основе использования ИКТ. Международный опыт информатизации образования.
Информатизация образования как педагогическая система. Нормативно-правовое обеспечение, инфокоммуникационная инфраструктура, программное, контентное и кадровое обеспечение информатизации образования в Республике Казахстан.
Государственная программа развития образования РК на 2011-2020 гг.
Тема 2. Система электронного обучения (e-learning) в общеобразовательных школах РК (2 ч.)
Электронное обучение как одно из 8 основных направлений Государственной программы развития образования РК на 2011-2020 г.
Цели и задачи электронного обучения (e-learning) электронного обучения в организациях среднего общего образования.
Нормативно-правовое обеспечение электронного обучения. Подготовка и повышение квалификации пользователей системы электронного обучения. Развитие технологической инфраструктуры, создание компьютеризированных рабочих мест учителей, дальнейшая компьютеризация и интернетизация организаций образования. Контентное обеспечение электронного обучения. Автоматизация учебного процесса.
Педагогическая архитектура системы электронного обучения: системы управления: школой (SMS), классом (CRMS), обучением (LMS), тестированием (TMS), психолого-педагогическим мониторингом (MPcMS) и электронными методическими системами в предметных областях знаний (MMS).
Тема 3. Требования к ИКТ-компетентности современного педагога РК (4 ч.).
Подготовка педагогических кадров к системному использованию ИКТ в образовательном процессе как важный фактор информатизации и модернизации образования. Модель инфокоммуникационной личности педагога. Роль руководителя в информатизации школы.
ИКТ-компетентность – ключевая компетентность граждан информационного общества как комплекс знаний, умений, способов деятельности и ценностного отношения к использованию ИКТ в профессиональной деятельности.
Выявление исходного уровня ИКТ-компетентности слушателей курсов, отработка их умений и навыков работы с компьютером, офисными приложениями, различными источниками учебной информации в кейсовой и интернет-технологии; способов устного и письменного взаимодействия с другими субъектами образовательного процесса на основе ИКТ.
ОБУЧЕНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СИСТЕМЕ УПРАВЛЕНИЯ ШКОЛОЙ SMS
Тема 4.1. Назначение и функции Системы управления школой (2 ч.)
Обзорное ознакомление с задачами и функционалом Системы управления школой (SMS) - программное обеспечение, позволяющее автоматизировать процесс управления школой, автоматизировать делопроизводство с учётом текущих бизнес-процессов в организациях образования, формировать отчеты,
Знакомство с пользовательским интерфейсом. Обзор основных модулей SMS: Документы, История школы, Планы, Расписание, Электронный журнал, Электронный дневник, Воспитательная работа, Анкетирование, Статистика, Библиотека, Питание, Медицинский кабинет, Коммуникация.
Основные пользователи системы управления школой: директор; заместитель директора школы по учебной работе; заместитель директора школы по воспитательной работе; учителя; классные руководители, учащиеся; родители; библиотекари; медицинские работники; администраторы SMS. Роли и права пользователей в SMS. Распределение функций по выполнению работы с программой между руководителем и исполнителями.
Тема 4.2. Регистрация пользователей в системе SMS. Работа с модулем «Документы» (2 ч.)
Регистрация пользователей SMS с помощью логина и пароля; безопасный вход пользователя в Портал; назначенных администратором просмотр информации SMS; внесение в SMS учетной записи; выход пользователя из SMS.
Знакомство с особенностями навигации (каталоги, сообщения, предупреждения и подсказки по ходу работы пользователя), защита от непреднамеренных некорректных действий пользователя.
Модуль «Документы» как инструмент, обеспечивающий оперативное информирование пользователей о нормативно-правовом обеспечении деятельности школы. Разделы «Нормативно-правовые документы», «Документы школы».
Работа с разделом «Нормативно-правовые документы», внесение в SMS нормативно-правовых документов, определяющих направления и перспективы развития образования; государственных общеобязательных стандартов образования и т.д. Внесение личных комментариев.
Внесение в Раздел «Документы школы» нормативных документов организации образования в различных форматах (*doc, *pdf, *jpg и др.). Создание документов общего доступа. Заполнение шаблонов протоколов родительских собраний. Знакомство со способами дополнения инвариантного перечня документов при производственной необходимости. Перенос данных, импорт/экспорт, распечатка данных из модуля.
Тема 4.3. Работа с модулями «Планы», «История школы» (2 ч.)
Модуль «Планы» как инструмент, который позволяет пользователям осуществлять долгосрочное или краткосрочное планирование в зависимости от предоставленных им ролей.
Заполнение шаблонов учебных планов и программ, формирование планов работы педагогического совета, учебно-методического объединения, предметных комиссий, научно-методического совета, совета классных руководителей, ученического совета (ученического самоуправления) и иных структурных подразделений, планов мероприятий по повышению квалификации, подготовке и переподготовке педагогических кадров, работа с графиком внутришкольного контроля. Внесение изменений в документацию. Вывод планов на год, на месяц в текстовые редакторы, распечатка планов.
Заполнение шаблонов планов учебно-воспитательной работы в предстоящем учебном году, планов внеклассной и внешкольной работы с учащимися; работы с родителями, взаимодействия с органами самоуправления. Вывод планов на год, на месяц в текстовые редакторы, распечатка планов.
Работа с календарно-тематическими планами (КТП). Доступ и просмотр КТП других учителей. Копирование КТП по четвертям. Добавление нового класса к существующему плану. Редактирование КТП только тех предметов и классов, в которых он ведёт часы согласно нагрузке. Выгрузка данных в табличные и текстовые редакторы (Excel и т.п.)
Работа с циклограммой школы, другой планирующей документацией.
Модуль «История школы» как инструмент, который позволяет отражать информацию о достижениях школы, участии в олимпиадах, спортивных и других мероприятиях, проводить мониторинг достижений по годам, отслеживать динамику роста и рейтинг школы среди других организаций образования, формирование виртуального музея школы, размещение материалов в различных форматах (*doc, *pdf, *jpg и др.). Распечатка данных из модуля.
Тема 4.4. Работа с модулем «Расписание» (2 ч.)
Модуль «Расписание» как инструмент составления расписания уроков, расписания внеурочных занятий (кружков, факультативов и т.п.) и расписания звонков.
Вывод расписания для просмотра по видам: распределения классов по сменам, предметам, кабинетам, учителям, генерация различных форм расписания; представление расписания в разных форматах.
Тема 4.5. Работа с модулем «Электронный журнал», «Электронный дневник ученика» (2 ч.)
Модуль «Электронный журнал» как инструмент для учёта успеваемости и посещаемости учащихся, возможность постоянной взаимосвязи с родителями, их информирования о результатах обучения.
Знакомство с интерфейсом электронного журнала, с последовательностью и правилами его заполнения. Редактирование учителем страницы предмета/класса, в которых он ведёт занятия. Просмотр всех страниц классным руководителем.
Синхронизации электронного журнала с модулями составления расписаний занятий и календарно-тематического планирования; автоматической загрузки учеников, дат проведения и тем уроков; учета разделения классов на группы на отдельных уроках. Расчет четвертных и итоговых оценок; учет посещаемости учащихся, количества дней и уроков, пропущенных каждым учащимся и классом в целом за четверть и учебный год. Ввод замечаний по ведению электронного журнала. Генерация в Электронный журнал оценок из Системы менеджмента тестирования (TMS).
Формирование сводных и персональных отчетов по успеваемости, по посещаемости, предметные отчеты, вывод отчетов в табличные и текстовой редакторы (Excel и т.д.)
Генерация персональных данных в электронный дневник ученика.
Модуль «Электронный дневник ученика» как аналог бумажного дневника ученика. Интерфейс электронного дневника, отображение расписания уроков, полученных оценок, домашних заданий.
Автоматический ввод первичных данных в электронный дневник ученика из электронного классного журнала.
Ввод дополнительных оценок и заметок классным руководителем. Редактирование электронного дневника.
Тема 4.6. Работа с модулями «Воспитательная работа», «Анкетирование» (2 ч.)
Модуль «Воспитательная работа» как инструмент организации жизнедеятельности классных коллективов. Формирование папок с разработками воспитательных мероприятий, классных часов, работа с ссылками на сайты классов, с электронными портфолио учащихся.
Внесение в электронное портфолио учащихся материалов (копии грамот, сведения о поощрениях и т.п.) в различных форматах.
Модуль «Анкетирование» как инструмент, позволяющий проводить опросы субъектов образования. Формирование анкет, просмотр результатов, вывод отчетов в текстовые/табличные редакторы.
Тема 4.7. Работа с модулями «Питание», «Библиотека», «Медицинский кабинет» (2 ч.)
Модуль «Питание» как инструмент отражения меню, учета численности питающихся и стоимости питания. Вывод на печать меню на неделю. Формирование отчетов и вывод их в табличные/текстовые редакторы.
Модуль «Библиотека» как инструмент автоматизации работы с традиционной библиотекой школы. Работа с автоматизированным справочно-библиографическим каталогом библиотечного фонда школы, заказ и резервирование книг. Формирование отчетов и вывод их в табличные/текстовые редакторы.
Модуль «Медицинский кабинет» как инструмент, позволяющий формировать сведения о состоянии здоровья и охвате учащихся различными спортивно-оздоровительными видами деятельности. Контроль за результатами медицинского осмотра, показателями физической подготовленности учащихся, планирование проведения диспансеризаций и других профилактических мероприятий. Формирование списков лиц, подлежащих периодическим медицинским осмотрам с указанием фактора, по которому установлена необходимость проведения периодического медицинского осмотра. Генерация сведений в личные дела и электронные дневники учеников.
Тема 4.8. Работа с модулем «Статистика» (2 ч.),
Модуль «Статистика» как инструмент ведения баз данных и формирования статистических отчетов. Разделы «Учащиеся», «Сотрудники».
Раздел «Учащиеся». Возможности SMS для создания баз данных (личные дела учащихся, данные о родителях или лицах, их заменяющих и т.д.). Последовательность создания информации об учащихся, роль конкретных пользователей в ее формировании. Формирование отчетов о контингенте учащихся в разрезе классов, ступеней обучения, языка обучения, численности учащихся по сменам, сведения об охвате учащихся всеобучем, сводных ведомостей успеваемости и т.д.
Раздел «Сотрудники». Последовательность создания информации о сотрудниках, роль конкретных пользователей в ее формировании. Ведение баз данных качественного и количественного состава педагогических кадров. Распределение учителей по специальности, по предметам, по возрасту, по стажу, по категориям и т.д.
Поиск и выведение информации по любому ученику и родителю, создание в динамическом режиме отчетов различных форм и содержания, в том числе стандартных статистических отчетов. Подготовка документов, необходимых для прохождения процедуры аттестации (лицензирования) учреждения и отчетных материалов для вышестоящих учреждений управления образованием и т.д.
Тема 4.9. Работа с модулем «Коммуникация» (2 ч.)
Модуль «Коммуникация» как инструмент взаимодействия пользователей в рамках SMS. Разделы модуля: «Объявления», «Блоги», «Сообщения», «Форум», «Чат».
Формирование объявлений. Возможность прикреплять к объявлениям одно или несколько приложений (документы или веб-ссылки). Рассылка объявлений по электронной почте по указанным адресам.
Передача текстового сообщения пользователям, ответ на полученное сообщение. Контроль за статусом распоряжения. Оповещение пользователей об изменениях в расписании, собраниях и т.п. Отправка сообщений родителям учеников о предстоящих плановых и внеплановых собраниях и встречах и др. Отправки сообщений по индивидуальному пользователю или одновременно группе лиц. Опция, позволяющая настроить/запретить получение сообщений от разных групп пользователей.
Работа с блогом. Назначение темы и размещение комментариев.
Создание разделов чата, предназначенных для общения на специальные темы. Размещение сообщений в режиме реального времени. Ограничение доступа пользователей к разделам чата.
Назначение темы форума. Размещение комментариев. Создание закрытых обсуждений.
Итоговое тестирование (4 ч.)
Пост-тренинговое тестирование знаний, умений и навыков деятельности слушателей в системе электронного обучения e-learning. Рефлексия результатов изучения курса.
источник: http://ripkso.kz/
Ұқсас тақырыптар:
- МҰҒАЛІМ МЕН СЫНЫП ЖЕТЕКШІСІНІҢ ТРЕНИНГТІК КУРСТАРЫНЫҢ ОҚУ БАҒДАРЛАМАСЫ
- Сабақтар көшіру-2011
- Мәліметтерді сүзу 8-сынып
- Ағылшын тілі-11. The 11th form. The Importance of learning and knowing English.
- Сабақтар көшіру 2012
- Сабақтар көшіру-2010.
- Информатика 7-сынып. Тақырыптық-күнтізбелік жоспар. 2011-2012 оқу жылы.
- Информатика 8-сынып. Тақырыптық-күнтізбелік жоспар. 2011-2012 оқу жылы.
- Информатика. ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ОБЩЕОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ СТАНДАРТЫ СРЕДНЕГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН
- Информатика 10-сынып. Тақырыптық-күнтізбелік жоспар (бағдарлы курс) 2011-2012.