10 Август 2011 – 18:58 | 37 пікір

Құрметті ИНФОРМАТИКТЕР!
бұрынғы сайтымыз сіздердің арқаларыңызда, аз уақытта Қазақстандағы ең танымал сайттардың біріне айналып еді. Кейбір қазақ тілді сайттар өз контенттерін біздің сайтқа қарап өзгертіп қолданушыларын да көбейтті. Біздің үлгімізбен біршама жаңа сайттар ашылды. Соған қарағанда …

Толығырақ »
Информатика

Бәрі информатикаға байланысты

Педагогика

Тәлім-тәрбиеге байланысты материалдар

Басқа пәндер

Ұстаздар шығармашылығы

Оқушылар шығармашылығы

Басты бет » Информатика, Педагогика

ИНФОРМАТИКА. УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА для 10-11 кассов общественно-гуманитарного направления общеобразовательной школы. Астана 2010. по приказу МОН РК от 09.07.2021 г. № 367.

Опубликовал inust в 9 Сентябрь 2011 – 17:40Пікір жоқ
Бұл мақала 1635 рет оқылды, 2 рет бүгін

Вставил на сайт Асылан Аменов

Министерство образования и науки Республики Казахстан
Национальная академия образования имени Ы.Алтынсарина
ИНФОРМАТИКА
УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА
для 10-11 классов общественно-гуманитарного направления
общеобразовательной школы
Астана 2010
Утверждено Приказом Министра образования и науки Республики Казахстан от 09.07.2021 г. № 367.
Авторы программ:
Бидайбеков Е.Ы., Нурбекова Ж.К., Мухамбетжанова С.Т., Сагимбаева А.Е.,
Ермеков Н.Т., Стифутина Н.Ф.
Учебная программа «Информатика» для 10-11 классов общественно-гуманитарного направления общеобразовательной школы. – Астана, 2010. – 13 стр.
Национальная академия образования им.Ы.Алтынсарина, 2010

І. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Предмет «Информатика» отражает одну из фундаментальных отраслей научного знания, формирующую системно-информационный подход к анализу окружающего мира, изучающую информационные процессы, методы и средства получения, преобразования, передачи, хранения информации; стремительно развивающуюся и постоянно расширяющуюся область практической деятельности человека, связанную с использованием информационных и телекоммуникационных технологий.

Цель учебного предмета – обеспечение прочного и сознательного овладения уча-щимися основ знаний о процессах получения, преобразования, передачи, хранения ин-формации. На этой основе раскрыть учащимся значение информационных процессов в формировании современной научной картины мира, роль ИКТ в развитии современного информационного общества, привить им навыки сознательного и рационального исполь-зования средств ИКТ в своей учебной, а затем профессиональной деятельности.

Задачи учебного предмета «Информатика»:

• освоение базовых знаний, отражающих вклад информатики в формирование современной научной картины мира, роль информации и информационных процессов в обществе;
• овладение умениями применять, анализировать, преобразовывать информаци-онные модели реальных объектов и процессов, используя при этом информаци-онные и телекоммуникационные технологии при изучении других школьных дисциплин;
• развитие самостоятельной познавательной деятельности, интеллектуальных и творческих способностей путем освоения и использования методов информатики и средств ИКТ при изучении различных учебных предметов.

Содержание обучения информатике должно быть направлено на достижение школьниками необходимого базового уровня, а также на продолжение профильного обу-чения.

Системообразующим понятием содержания курса является понятие «информаци-онный процесс», а родовым понятием – «информация». Использование единого подхода к структурированию позволит представить содержание курса не как набор разрозненных дидактических единиц, которые необходимо изучать, только потому, что они отражены в нормативных документах, а как целостную и развивающую фундаментальную дисципли-ну общекультурного характера.

В содержание должны быть включены факты, теории, положения и подходы, соот-ветствующие современным научным представлениям об окружающей действительности, которые являются наиболее фундаментальными и значимыми для общей культуры чело-века, а также для продолжения образования. В то же время в программе должны найти отражение понятия и дидактические элементы, составляющие инвариантную часть обучения информатике, без которых нельзя обойтись каждому образованному человеку, живущему в условиях глобальной информатизации общества.

В основу отбора понятий курса информатики положены такие требования, как: системность, целостность, полнота предметной области, логическая непротиворечивость, минимальная достаточность, преемственность, методическая целесообразность, иерар-хичность, аксиоматичность, обозримость, открытость.

Последовательность формирования понятий курса информатики должна позволить на-чать с главного, постепенно развивать понятия, теоретически обогащая и упорядочивая всю понятийную структуру учебного материала, учитывать причинно-следственные связи курса информатики, подчеркивать единство информационных процессов в системах раз-личной природы, теоретически обобщать учебный материал.

В ходе обучения системообразующее понятие «информационные процессы» должно формироваться, развиваться и обобщаться. Так, изучение видов информационных процес-сов приводит к рассмотрению таких естественных информационных процессов, как хра-нение, передача и обработка информации. Эти информационные процессы востребованы при изучении функциональных устройств компьютера. Для возможности автоматизации информационных процессов (перехода от естественных к искусственным информацион-ным процессам) рассматривается приведение информации к единой форме (системы счисления), единообразие обработки информации компьютером (основы логики), более сложные действия с информацией: процессы алгоритмизации и моделирования. Развитие понятия «информационные процессы» происходит при изучении особенностей хранения, передачи и обработки различных видов информации: графической, текстовой, числовой, звуковой, при изучении обеспечения информационных, телекоммуникационных и муль-тимедийных технологий. В завершении рассматриваются социальные аспекты информа-ционных процессов.

Выделенные ведущие понятия дают возможность изложить материал научно, с единой точки зрения и с общих позиций переосмыслить уже известные факты, заложить основы всей системы знаний, раскрыть внутренние связи и отношения фундаментальных понятий, показать их проявления на конкретных фактах и явлениях действительности.

В основу содержания программы должны быть положены следующие аспекты:

1) адекватное отражение в школьном курсе современного состояния информатики как фундаментальной науки;
2) представление целостного курса информатики на основе интеграции содержания обучения вокруг понятия «информационный процесс»;
3) наполнение учебного материала гуманитарной составляющей, раскрытие эмо-ционально-ценностных и нравственных отношений;
4) формирование и развитие мышления учащихся, неперенасыщение учащихся ин-формацией;
5) обучение эффективным способам работы с информацией;
6) активное использование внутрипредметных и межпредметных связей курса ин-форматики;
7) обучение обобщенным способам применения сформированных знаний и умений на практике.

В соответствии с базисным учебным планом ГОСО РК количество часов в неделю по информатике для 10-11 классов общественно-гуманитарного направления составляет:

в 10 классе – 1 ч. в неделю, 34 ч. в учебном году;
в 11 классе – 1 ч. в неделю, 34 ч. в учебном году.

Вариативная часть содержания образования обеспечивает индивидуальный характер развития учащихся и разрабатывается с учетом пожелания детей и запросов их родителей. Рекомендуются следующие дополнительные учебные программы: «Компьютерная графи-ка», «Социальная информатика», «Web-дизайн», «Flash – технологии», «Объектно-ориентированное программирование», «Мировые информационные ресурсы», «Основы защиты информации», «Мультимедиа-технологии», «Логическое программирование», «Компьютерная верстка», «Основы безбумажного делопроизводства», «Компьютерное моделирование», «Настольные издательские системы» и т.д.

II. БАЗОВОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

10 класс – 34 часа

Информация и информационные процессы (2 ч.). Вещественно-энергетическая и информационная картины мира. Разомкнутая информационная система. Замкнутая ин-формационная система.

Компьютер как средство обработки информации (2 ч.). Аппаратное и про-граммное обеспечение компьютера. Компьютерные вирусы и их типы. Файлы и файловая система.

Информационное моделирование (4 ч.). Моделирование социальных процессов. Моделирование биологических систем и процессов. Лингвистические модели. Основные модели современного научного мировоззрения.

Алгоритмизация и программирование (6 ч.). Объектно-ориентированное про-граммирование. Технология решения задач на компьютере. Обработка символьных пере-менных. Работа с файлами.

Информационно-коммуникационные технологии (20 ч.). Текстовые редакторы, текстовые процессоры, редакционно-издательские системы. Назначение, функции, правила работы, системы меню. Программы-переводчики. Лингвистические корректоры. Графические редакторы и их возможности при обработке текстовой информации. Компьютерные презентации в мультимедийной технологии. Поиск информации в сети Интернет. Web-сайты и порталы.

11 класс – 34 часа

Информация и информационные процессы (2 ч.). Роль и характеристика ин-формационных революций. Краткая характеристика поколений ЭВМ и связь с информа-ционной революцией. Информатизация как процесс преобразования индустриального об-щества.

Компьютер как средство обработки информации (2 ч.). Технические средства на обработке издательские системы. Особенности компьютерной технологии. Компью-терные вирусы и их типы.

Информационно-коммуникационные технологии (30 ч.). Назначение настоль-ных издательских систем. Аппаратный уровень поддержки: устройства ввода и вывода информации, устройства обработки и хранения информации. Программный уровень под-держки: обработка изображений, полиграфический дизайн, настольная издательская сис-тема. Пользовательский уровень поддержки. Объекты печатного издания. Классификация объектов, составляющих документ. Классификация инструментов.

Ввод и редактирование текста. Основные правила ввода текста. Понятие редактирова-ния. Проверка орфографии. Технология перестановки фрагментов.

Понятие форматирования. Формат шрифта. Форматирование абзацев.

Стилевое форматирование. Технология работы со стилями. Оформление заголов-ков и подзаголовков. Создание колонтитулов. Что должно быть на титульном листе. Как вставить фигурный текст. Как вставить рисунок. Работа с иллюстрациями. Вставка иллю-страций. Технология работы с иллюстрациями. Изменение размеров иллюстраций. Маке-тирование страниц Понятие многоколонной верстки. Верстка двухколонной полосы. Вер-стка трехколонной полосы. Буквица. Технология работы в профессиональной издатель-ской системе. Сравнительная характеристика издательской системы и текстового процес-сора. Функции, одинаковые для обеих сред. Обзор и назначение профессиональных изда-тельских инструментов среды. Технология конвертации объектов разного формата в сре-ду.

Верстка страниц Задание параметров страницы. Создание страницы-шаблона. Вставка и оформление текстовых блоков. Импортирование и редактирование иллюстра-ций. Совместное размещение графики и текста.

ІІІ. ТРЕБОВАНИЯ К ЗНАНИЯМ, УМЕНИЯМ И НАВЫКАМ

Для учащихся 10 класса:

Должны знать:

- понятие замкнутой и разомкнутой информационной системы;
- понятие обратной связи;
- назначение программного обеспечения компьютера при обработке текстовой ин-формации;
- понятие лингвистические модели;
- понятие объектно-ориентированного программирования;
- понятие макросы;
- назначение символьной обработки в среде объектно-ориентированного программирования;
- назначение программы-переводчика;
- понятие порталы.

Уметь:

- выполнять заданий на замкнутые и разомкнутые информационные системы;
- работать с программным обеспечением компьютера при обработке текстовой ин-формации;
- работать с антивирусными программами;
- программировать символьные переменные в объектно-ориентированной среде;
- работать с программами-переводчиками;
- использовать возможности Web-сайты и порталы.

Для учащихся 11 класса:

Должны знать:

– структуру изучаемой информационной системы;
– технологию работы в информационной системе;
– представление об издательской деятельности;
– три уровня поддержки издательской деятельности;
– основные объекты работы при подготовке издания;
– параметры основных объектов;
– как подготовить страницу для размещения в ней текстового документа;
– технологию редактирования текста;
– возможности текстового процессора по форматированию текста;
– графические возможности Word;
– технологию работы с иллюстрациями;
– понятие верстки;
– технологию выполнения многоколонной верстки.

Уметь:

– набирать и редактировать текст;
– вставлять иллюстрации;
– редактировать иллюстрации;
– создавать страницу-шаблон в программной среде;
– вставлять и оформлять текстовые блоки;
– вставлять и редактировать иллюстрации;
– совместно размещать на странице текст и графику;
– верстать любой вид издательской продукции;
– красиво располагать на странице фрагменты разнотипных объектов.

IV. ОСОБЕННОСТИ МЕТОДИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ ОБУЧЕНИЯ

Содержание учебного предмета «Информатика» выстраивается в соответствии с формированием информационной культуры школьников.

Теоретическая часть курса строится на основе раскрытия условий перехода от ин-формационных процессов к информационным технологиям (построения алгоритмов осу-ществления информационных процессов, возможности представления любой информации в двоичном виде и т.д.).

Практическая часть курса направлена на освоение школьниками навыков использо-вания средств информационных технологий, являющихся значимыми не только для фор-мирования информационной грамотности и для повышения эффективности освоения дру-гих учебных предметов, формирования межпредметных, общеучебных умений. В связи с этим, а также для повышения мотивации, эффективности всего учебного процесса, после-довательность изучения материала выстроена таким образом, чтобы как можно раньше начать применение возможно более широкого спектра информационных технологий для решения значимых для школьников задач. Так, например, понятие «информация» перво-начально вводится безотносительно к технологической среде, но сразу получает подкреп-ление в практической работе по записи изображения и звука. Вслед за этим идут практи-ческие вопросы обработки информации на компьютере, обогащаются представления уча-щихся о различных видах информационных объектов. При этом понятие информацион-ного объекта используется как обобщающее для различных видов объектов, с которыми приходится иметь дело учащемуся: текстом, звуком, изображением и т.д.

После знакомства с информационными технологиями обработки текстовой и графи-ческой информации в явной форме возникает еще одно важное понятие информатики – моделирование. К этому моменту учащиеся уже достаточно подготовлены к усвоению общей идеи о представлении и описании моделировании всего окружающего нас мира.

Центральное теоретическое понятие современной информатики – алгоритм вводится как фундаментальное понятие. Для работы с алгоритмами используются исполнители и для записи алгоритмов используются формальные языки блок-схем.

В последних разделах курса отрабатываются информационно-коммуникационные технологии и технологии коллективной проектной деятельности с применением ИКТ.

Курс нацелен на формирование умений фиксировать информацию об окружающем мире; искать, анализировать, критически оценивать, отбирать информацию; организовы-вать информацию; передавать информацию; проектировать объекты и процессы, планировать свои действия; создавать, реализовывать и корректировать планы.

Одним из важнейших понятий курса информатики является понятие информацион-ной модели. При работе с информацией мы всегда имеем дело либо с готовыми информа-ционными моделями (выступаем в роли их наблюдателя), либо разрабатываем информа-ционные модели. Изучение любых процессов, происходящих в компьютере, невозможно без построения и исследования соответствующей информационной модели.

Важно подчеркнуть деятельностный характер процесса моделирования. Информаци-онное моделирование является не только объектом изучения в информатике, но и важ-нейшим способом познавательной, учебной и практической деятельности. Его также можно рассматривать как метод научного исследования и как самостоятельный вид дея-тельности.

Содержание теоретической и практической компонент курса информатики основной школы построено в соотношении 50х50. При выполнении работ практикума предполагается использование актуального содержательного материала и заданий из других предметных областей. Как правило, такие работы рассчитаны на несколько учебных часов. Часть практической работы (прежде всего подготовительный этап, не требующий использования средств информационных и коммуникационных технологий) может быть включена в домашнюю работу учащихся, в проектную деятельность; работа может быть разбита на части и осуществляться в течение нескольких недель. Объем работы может быть увеличен за счет использования школьного компонента и интеграции с другими предметами.

Обучение информатике в общеобразовательной школе целесообразно организовать «по спирали»: первоначальное знакомство с понятиями всех изучаемых тем, затем на сле-дующей ступени обучения изучение вопросов тех же модулей, но уже на качественно но-вой основе, более подробное, с включением некоторых новых понятий, относящихся к данному модулю и т.д. Таких «витков» в зависимости от количества учебных часов, отве-денных под информатику в конкретной школе, может быть два или три. При раскрытии темы «Компьютер как средство обработки информации» учащиеся углубляют и система-тизируют свои знания в области фундаментальных понятий информатики.

При этом эффективность обучения повышается, если оно осуществляется в ИКТ на-сыщенной образовательной среде, в которой, помимо компьютеров, имеются различные периферийные устройства, в том числе средства визуализации процессов, различные управляемые компьютером устройства. Содержание этого раздела обладает большой сте-пенью инвариантности. Продолжается развитие системного и алгоритмического мышле-ния на базе решения задач. Непосредственным продолжением этой деятельности является работа в практикумах.

Освоение темы «Информационное моделирование» направлено на формирование умений описывать и строить модели управления в системах различной природы (физиче-ских, технических и др.), использовать модели и моделирующие программы в области естествознания, обществознания, математики и т.д.

Особое место в учебной программе занимают деятельностный подход обучения, позволяющие убедить школьников в необходимости проведения информационной политики по созданию информационной среды, решению проблемы «образование в течение всей жизни» и устойчивого развития человечества.

Учебная программа помогает углубить содержание знаний по информатике, особенно при изучении информационных процессов, явлений и межпредметных связей в информатике. Важной составляющей системы обучения информатике является необходимость осознания учащимися процесса обучения.

Ұқсас тақырыптар:

Оставьте комментарий

Добавьте комментарий ниже или обратную ссылку со своего сайта. Вы можете также подписаться на эти комментарии по RSS.

Всего хорошего. Не мусорите. Будьте в топе. Не спамьте.

Вы можете использовать коды HTML:
<a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>

На сайте используются Gravatar. Чтобы его получить зарегистрируйтесь Gravatar.