Рус.яз - 5 кл. Лексическая тема: О, домбра, ты сердце казаха!
Сейткожанова Назгуль Тлеугабыловна Учитель ср.школы им. Ж.Сыдыкова Пос.Жансугуров Аксуского района Алматинской области.
Грамматическая тема: Повторение раздела «Имя существительное».
Цели урока: Обобщить и систематизировать знания учащихся об имени существительном как части речи. Закрепить орфографические навыки и повторить все виды разбора, развивать речь учащихся. Познакомить учащихся с устройством народного инструмента – домброй, прививать любовь детей к национальной музыке .
Оборудование: домбра, репродукции картин А.Кастеева, интерактивная доска, электронный учебник.
Вид урока:урок-интеграция
Методы урока: Словесный, частично – поисковый, продуктивный
Класс:5 «А» кл.
Ход урока
I. Организационный момент. Проверка готовности учащихся к уроку
II. Психологический настрой учащихся. Тренинг: ученикам предлагается игра «Лучик счастья». Суть этой игры заключается в том, что ученики (по цепочке) говорят друг другу пожелания, последний - в свою очередь, учителю.
ІІІ.Вступительное слово учителя. В качестве домашнего задания вам было предложено повторить все об имени существительном. Это работа будет проводиться в течение всего урока. Сегодня у нас необычный урок. Он должен помочь нам постичь красоту русского языка, музыки и живописи. И помогут нам в этом музыканты и художники.
А сейчас отгадайте загадку:
Ой, звенит она, звенит.
Всех мелодией заворожит.
А всего-то две струны
Ей для музыки нужны.(Домбра)
Верно. Мы будем говорить о национальном инструменте, являющийся сердцем каждого казаха – домбра. (слайд 1)
IV. Игра «Снежный ком» Ребята, давайте проявим смекалку и находчивость. Кто больше всех назовет имена существительные, связанные со словом «домбра»( кластер на интерактивной доске)
V. Работа над эпиграфом урока, Назовите мне, пожалуйста, сколько здесь имен существительных?(слайд 3)
Играй свой кюй, домбра, играй,
Напев чудесный разливай,
Журчи, как горные ручьи,
На сердце радость навевай!
(И.Жансугуров)
-Как вы думаете почему поэт использовал их так много в этом тексте?
Домбра- это казахский музыкальный инструмент.
Сделана из цельного дерева, двухструнная, имеет грифы. В нее заложена душа народа. И в радости и в горе наш народ брал в руки домбру и играл прекрасные мелодии, изливал свою душу.
VI. Слово учителю музыки- о строении домбры(слайд 4-6,9-12)
VII. Музыкальная минутка
Звучит кюй «Балбырауын» в исполнении учителя музыки.
- Ребята, как вы уже догадались, это кюй знаменитого казахского композитора Курмангазы Сагырбаева.
Ученики знакомятся с историей создания этого кюя.
VIII. Выступление ученицы( Нуртаева Арай )– история создания кюя Курмангазы «Балбырауын»( опережающее задание )
IX.Распределительный диктант – распределить слова по родам -домбра, напев, сердце, небо, инструмент, песня, напев, кюй, струна
X. Работа над связным текстом
1. чтение текста про себя
2. образцовое чтение текста учителем
Было это в давние времена. Жил человек по имени Струн. Фея Музыка наградила его прекрасным голосом. В своих песнях он пел о любви и нежности к мудрому народу, к родной природе, к звонким птицам в высоком небе, к молчаливым рыбам в глубоком море. От музыки Струна всем становилось легко и спокойно, радостно и весело.
Но однажды из уст певца вылетели зловещие, мрачные звуки. Все вокруг потемнело и птицы перестали петь, а люди - радоваться жизни. Это встревожило фею, и она лишила Струна высокого дара пения. Музыка сказала: «Если ты вернешь с помощью звуков радость на Землю, ты вновь обретешь свой голос».
Пролетели дни, месяцы… Струн создал музыкальный инструмент, волшебное звучание которого вернуло тепло и свет, радость и счастье живущим на Земле. С этого времени все люди не только поют, но и играют на музыкальных инструментах, передавая в музыке все то, что они чувствуют, видят и слышат.
3. словарная работа (слайд 5)
4. ответы на вопросы по содержанию текста ( работа в парах)
5. Озаглавить текст, определить тип речи
Выполнение заданий на доске ( к доске выходят 4 ученика )
1. Морфологический разбор слова «о любви»
2. Фонетический разбор слова «фея»
3. Просклонять слово «музыка» по падежам
4. Разбор по составу-«песнях»
Задание для групп ( ряды)- остальные учащиеся выписывают из текста
I. Ряд –одушевленные существительные
II. Ряд неодушевленные существительные
XI. Составление синквейна А теперь, представьте себе на миг, что вы поэты .Вам надо сочинить пятистишие (синвейны) к слову домбра
Что? Домбра
Какая домбра? Чудесная, таинственная
Поет, звучит, звенит
Как воздействует на нас домбра? ( Что она делает?) Звенит в сердце каждого казаха.
Что такое домбра? Мелодия души, сердце казаха
XII А теперь закройте глаза, послушайте мелодию. Что вы увидели (представили)?. Слово учителю рисования - рассказ о работах А. Кастеева,электронный учебник
ХІІІСоставление предложений со словами :портрет,краски,художник.
XIV.Рефлексия. Ребята, за этот урок вы успели побывать в роли поэтов, языковедов, а теперь попробуйте побыть исследователями?
1.Дается обобщение учащихся об имени существительном.
2.Выполняется лексико-грамматический тест ( электронный учебник для 5 класса .Модуль 6.)
Выставление оценок
ХV Домашнее задание : составить рассказ на тему: «Мой любимый музыкальный инструмент»
Ұқсас тақырыптар:
- Систематизация и обобщения по теме «Имя прилагательное»
- И-8. Логиканың негізгі түсініктері. Формалды, математикалық логика
- 9 класс. Тема: Бессоюзные сложные предложения.
- «Мысль народная» в романе Л.Н.Толстого «Война и мир»
- Бинарный урок русского языка и информатики Тема: “Родники”
- Д/Ш. 11 сынып. Гимнастика
- И-11. Microsoft Access редакторында дайындалған кестелерге байланыстар мен сұратулар енгізу.
- КОЖА АХМЕТ ЯССАУЙ
- Менің Қазақстаным – менің болашағым. Тәрбие сағаты.
- Қош келдің,Наурыз!