ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОЕКТНОЙ ТЕХНОЛОГИИ КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ
Автор статьи: Мухамадиева Назигуль Киноятовна, г. Усть-Каменогорск, Восточно-Казахстанский гуманитарный колледж, преподаватель английского языка с методикой преподавания
- 1. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОЕКТНОЙ ТЕХНОЛОГИИ КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ
Когда человек хочет узнать - он исследует …
М.Горький
Законом «Об образовании РК» утвержден принцип вариативности в выборе форм и методов технологий обучения, учителям, педагогам образовательных учреждений использовать наиболее оптимальный, на их взгляд вариант, конструировать педагогический процесс по любой модели, включая и авторские. Сегодня среди существующих технологий наиболее полной и популярной формой организации учебно-воспитательной работы с учащимися для развития их самостоятельной познавательной деятельности является метод проектов, которое соединяет все элементы новых обучающих технологий.
2. Технология проектной деятельности
2.1. Актуальность технологии — заключается в том, что в настоящее время объяснительно-иллюстративный способ обучения стал уступать место новым развивающим технологиям. Традиционные способы информации - устная и письменная речь - уступают место компьютерным средствам обучения, телекоммуникационным сетям глобального масштаба. Функции запоминания в процессе учения все более уступает приоритету развития умственных действий, позволяющих учащимся самостоятельно добывать и использовать необходимую информацию.
2.2. Новизна технологии — это создание персональных проектов, с применением исследовательского метода
2.3.Содержание технологии
Каждый учебный предмет имеет свою специфику и соответственно специфику использования тех или иных методов технологии обучения. Специфика предмета «Иностранный язык» заключается в том, что ведущим компонентом содержания обучения иностранному языку является способы деятельности - обучение различным видам речевой деятельности: говорению, аудированию, чтению, письму.
Цель обучения ИЯ в учебных заведениях состоит в овладении коммуникативной компетенцией, т.е. предусматривается обучение не столько системе языка (лингвистической компетенции), сколько практическому овладению ИЯ.
Учитывая специфику предмета «иностранный язык», метод проектов обеспечивает необходимые условия для активизации познавательной и речевой деятельности учащихся.
Метод проектов - педагогическая образовательная технология, ориентированная на применение имеющих знаний и приобретение новых, порой и путем самообразования. Активное включение учащихся в создание тех или иных проектов дает им возможность осваивать новые способы человеческой деятельности в социокультурной среде, поскольку в процессе работы над проектом учащиеся выполняют разные социальные роли: лидера, организатора, докладчика, эксперта, исследователя и т.д.
Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся - индивидуальную, парную, групповую, которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени. В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления, умение увидеть, сформулировать и решить проблему.
1.Цели и задачи использования проектной технологии:
-повышение качества знаний учащихся
- создание ситуации успешного обучения и развития учащихся методами и формами образовательной технологии.
Задачи:
-Личностно – ориентированный подход в обучении
-Развитие познавательной активности.
-Формирование навыков самостоятельной работы.
-Отбор изучаемого материала.
-Реализация творческого потенциала.
-Формирование крепких знаний, умений и навыков.
2. План проектной деятельности:
1. Подготовка к работе над проектом.
2. Выбор проблемы.
3. Сбор информации.
4. Разработка собственного варианта решения проблемы.
5. Реализация плана действий команд.
6. Подготовка к защите проектов.
7.Презентация проектов.
8. Рефлексия (анализ)
3. Типология проектов:
В соответствии с доминирующей в проекте деятельностью:
• Исследовательские
• Ролевые
• Творческие
• Ознакомительно-ориентированные или информационные
• Практико-ориентированные или прикладные
В соответствии с предметно-содержательной областью:
• Монопредметные (в рамках одного предмета; выбираются сложные разделы; в ходе серии уроков)
• Межпредметные (в рамках нескольких предметов; внеурочное время)
По характеру координации:
• С открытой, явной координацией (координатор проекта направляет участников, организует отдельные этапы)
• Со скрытой координацией (координатор проекта выступает как полноправный участник)
По количеству участников:
• Индивидуальные;
• Парные
• Групповые
По продолжительности выполнения:
• Краткосрочные (несколько уроков);
• Среднесрочные (от недели до месяца);
• Долгосрочные (от месяца до нескольких месяцев).
2.4. Практическая значимость технологии
Главная цель любого проекта - формирования ключевых компетенции, под которыми в современной педагогике понимаются комплексные свойства личности, включающие взаимосвязанные знания, умения, ценности, а также готовность мобилизовать их в необходимой ситуации. Использование проектной технологии формирует у учащихся следующие умения и навыки:
1. Рефлексивные умения
- умение осмыслить задачу, для решения которой недостаточно знаний
- умение отвечать на вопрос: чему нужно научиться для решения задачи
2. Поисковые (исследовательские) умения
- умения самостоятельно привлекать знания из различных областей
- умения самостоятельно найти информацию в информационном поле
- умения находить несколько вариантов решения проблемы
3. Умения и навыки работы в сотрудничестве
- умения коллективного планирования
- умение взаимодействовать с любым партнером
- умения взаимопомощи в группе в решении общих задач
- навыки делового партнёрского общения
4. Менеджерские умения и навыки
- умение планировать деятельность, время, ресурсы
- умение проектировать процесс
- умение принимать решения и прогнозировать их последствия
- навыки анализа собственной деятельности
5. Коммуникативные умения
- умения вступать в диалог, задавать вопросы и т.д.
-умения вести дискуссию
-умение отстаивать свою точку зрения
-умение находить компромисс
-навыки интервьюирования, устного опроса
5. Презентационные умения и навыки
- навыки монологической речи
- умение уверенно держать себя во время выступления
- артистические умения
- умение пользоваться средствами наглядности при выступлении
-умение отвечать на незапланированные вопросы.
2.5.Результативность использования данной технологии
Уровень успеваемости по предмету стабилен и составляет 100%. Сравнительный анализ качества знаний показывает, что в целом более 50% учащихся успевают на «4» и «5».
Таблица 1. Результативность успеваемости учащихся за последние 2 года по английскому языку:
Учебный год ( I п/е) 2009-2010 (II п/е) 2009-2010 Успеваемость по предмету в % 100% 100%
Качество знаний % 51% 57%
Учебный год ( I п/е) 2010-2011 (II п/е) 2010-2011 Успеваемость по предмету в % 100% 100%
Качество знаний % 52% 59%
Таблица 2. Результативность успеваемости учащихся группы 3-ин.яз.-1 за последние 2 года по предметам: «Практикум по иностранному языку» и «Домашнее чтение»:
Учебный год ( I п/е) 2009-2010 (II п/е) 2009-2010 Успеваемость по предмету в % 100% 100%
Качество знаний % 33,5% 40,7%
Учебный год ( I п/е) 2010-2011 (II п/е) 2010-2011 Успеваемость по предмету в % 100% 100%
Качество знаний % 35,7% 42%
Эффективность использования проектной технологии:
-Повышается внутренняя мотивация в изучении иностранного языка
-Улучшается техника чтения на английском языке
- Расширяется языковой материал
- Расширяется общий кругозор учащихся
-Развиваются коммуникативные навыки, умение вести дискуссию на англ.яз.
-Развиваются личностные качества учащихся: самостоятельность, инициативность, чувство коллективизма, самооценка, готовность к решению различных проблем, а также вышесказанные приобретенные умения и навыки позволят учащимся быть мобильным в обществе, что может стать в будущем гарантом успеха и социальной защищенности.
Ұқсас тақырыптар:
- 6 сынып. Математика пәні. Пропорция тарауын қайталау
- Сайт дайындау технологиясы. Өндірістік оқыту сабағы.
- Электромагниттік толқындар. Ашық сабақ, физика-11.
- 2-сабақ Алгоритмді график түрінде кескіндеу. «Орындаушы» ұғымы. Орындаушының командалар жүйесі.
- VST - жоба жасау.
- “Алгоритм” ұғымы. Алгоритмнің қасиеттері.
- И-11. сж. Жасанды интеллект жүйесінің ұғымы.
- Информатика 7-сынып. Айлық тест (жауаптарымен).
- VB. Меню құру және бағдарламалау
- Ұстаздар шығармашылығы: Оқу процесін ұйымдастыруда әрекеттілікті жүзеге асыру – оқушылардың өздігінен білім алуын қалыптастырудың маңызды жағдайы.