Информатика. ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ОБЩЕОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ СТАНДАРТЫ СРЕДНЕГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН
Министерство образования и науки Республики Казахстан
Казахская академия образования им. Ы.Алтынсарина
ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ОБЩЕОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ СТАНДАРТЫ СРЕДНЕГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН
Среднее общее образование
Утверждено Приказом № 693 от 24.09.2002г Министерства образования и науки РК
Алматы 2002
Учебный предмет “ИНФОРМАТИКА” (7-11 класы)
Н. Т.Ермеков, Б. К.Тульбасова, с. Т. Мухам6еджанова, К.Ж.Аганина, А.Б.Даулеткулов, Н.Ф.Стифутина, В.А.Криворучко, Г.С.Кабулова, Т.К.Даутова, А.У.Даулеткулова
1 Область применения
Настоящий стандарт разработан на основе ГОСО РК 2.003-2002 и устанавливает требования к обязательному минимуму содержания образования и уровню подготовки учащихся по предмету «Информатика» .
Положения стандарта обязательны к применению и соблюдению:
- всеми организациями среднего общего образования Республики Казахстан, осуществляющими общеобразовательную подготовку учащихся по предмету, независимо от форм собственности организаций образования, типов и видов;
- начальными и средними профессиональными организациями образования при разработке материалов вступительных экзаменов;
- национальным центром государственных стандартов образования и тестирования при разработке материалов вступительных экзаменов;
- высшими учебными заведениями при разработке учебных программ подготовки педагогических кадров по предмету;
- научно-исследовательскими институтами в области образования в подготовке образовательных программ по предмету «Информатика», учебников и учебно-методических комплексов по предмету;
- институтами повышения квалификации и переподготовки работников системы образования при разработке и осуществлении программ повышения квалификации и переподготовки педагогических кадров по предмету;
- центральным и местными исполнительными органами в области образования при осуществлении государственного контроля за качеством обучения учащихся по предмету.
Стандарт также может быть использован органами государственного управления и организациями республики при про ведении работ по лицензированию образовательной деятельности, аттестации организаций образования, подготовке рабочих учебных планов и учебных программ, контроле их реализации.
Настоящий стандарт по предмету «Информатика» применяется в комплексе с базисным учебным планом соответствующей ступени образования, типовым учебным планом, рабочим учебным планом организации образования, учебной программой.
2 Нормативные ссылки
В настоящем стандарте использованы ссылки на:
- ГОСО РК 2.003-2002 «Образование среднее общее. Основные положения»;
- Правила стандартизации РК 40.1.01-2000 ГСС РК «Общие требования к построению, изложению, оформлению, содержанию и обозначению государственных общеобязательных стандартов образования».
3 Определения и сокращения
В настоящем стандарте применяются сокращения, термины и определения в соответствии с Законом Республики Казахстан «Об образовании» и ГОСО РК 2.003-2002. В дополнение к ним в настоящем стандарте установлена следующая система сокращений:
БД - база данных
ГИС - геоинформационные системы
КИВТ - кабинет информатики и вычислительной техники
КУВТ - комплект учебной вычислительной техники
ЛВС - локальная вычислительная сеть
ОС - операционная система
ПК - персональный компьютер
ПО - программное обеспечение
СУБД - система управления базами данных
HTML - Hypertext Markup Lапguаgе - специальный гипертекстовый язык описания документов
MS - Мiсrоsоft
WWW - World Wide Web (W3) - всемирная паутина, гипертекстовая информационно-поисковая система в Интернете
Образовательная основная программа (ООП) по учебному предмету «Информатика» - документ, определяющий содержание учебного предмета «Информатика», формирующего у учащихся научные основы мировоззрения, мышления и способностей, помогающего им овладеть средствами информатизации и информационными технологиями, осуществляющего подготовку к жизни, труду и продолжению образования. Содержание ООП определяется государственным стандартом.
Образовательная профильная программа (ОПП) по учебному предмету «Информатика» - документ, определяющий содержание учебного предмета «Информатика», способствующий углубленному изучению предмета как профильного дифференцированному по объему и содержанию в зависимости от направленности, нацеленному на профессиональную подготовку учащихся. Содержание ОПП определяется государственным стандартом.
Образовательная дополнительная программа по учебному предмету «Информатика» - документ, определяющий содержание учебных курсов для удовлетворения образовательных потребностей учащихся по информатике за пределами настоящего государственного стандарта. Эта программа реализуется путем организации факультативных курсов и (или) спецкурсов. Она разрабатывается школой и утверждается местным исполнительным органом образования.
4 Общие положения
4.1 Главными целями изучения информатики являются:
- формирование научных основ мировоззрения учащихся;
- развитие мышления и способностей учащихся;
- овладение учащимися средствами информатизации, информационными технологиями;
- подготовка учащихся к жизни, труду и продолжению образования.
4.2 Главными задачами изучения информатики являются:
- формирование представления об информации как одном из трех основополагающих понятий науки: веществе, энергии и информации, на основе которых строится современная картина мира;
- рассмотрение области информационных процессов в живой природе, обществе, технике, формирующей новый - информационный подход к изучению окружающей действительности;
- раскрытие роли новых информационных технологий в развитии общества, изменении характера и содержания труда человека, предпосылок и условий перехода общества к постиндустриальному, информационному этапу его развития;
- развитие у учащихся теоретического, творческого мышления;
- формирование нового типа мышления - операционного мышления, направленного на выбор оптимальных решений;
- формирование и развитие знаний, умений и навыков в области
средств информатизации, информационных технологий;
- овладение современными методами научного познания, такими, как формализация, моделирование, компьютерный эксперимент и Т.д.;
- подготовка учащихся к труду, профессиональному самоопределению.
4.3 Общая характеристика предмета «Информатика»
4.3.1 Объекты изучения информатики:
- информация;
- информационные ресурсы;
- информационные процессы в системах различной природы;
- средства информатизации и информационные технологии.
4.3.2 Перспективы развития предмета «Информатика»
Ближайшие перспективы развития предмета «Информатика» связаны:
во-первых, с углублением представлений об общеобразовательном, мировоззренческом потенциале этого предмета:
- дающего учащимся возможность овладения такими современными методами научного познания, как формализация, моделирование, компьютерный эксперимент;
- формирующего новый тип мышления - операционного мышления, направленного на выбор оптимальных решений;
- интегрированного в школьные предметы, через которые будет
проходить процесс информатизации обучения в школе;
во-вторых, с самой информатикой. Информатика сегодня представляет собой одну из самых перспективных «точек роста» мировой науки. Вокруг нее развивается и формируется ряд новых направлений научных исследований: социальная, экономическая, правовая, биологическая информатика и другие.
Наиболее важными направлениями развития информатики в последние годы являются следующие:
В теоретической информатике продолжаются исследования общих свойств информации как одного из проявлений реальности, изучение принципов информационного взаимодействия в природе и обществе, а также основных закономерностей реализации информационных процессов в различных информационных средах.
В области развития средств информатизации продолжается рост вычислительных мощностей и возможностей персональных компьютеров, встраиваемых микропроцессоров и развитие глобальных и региональных сетей обмена информацией.
Дальнейшее развитие в области информационных технологий будет направлено на расширение их возможностей по хранению, обработке и использованию различных видов информации.
Дальнейшие исследования в области социальной информатики сосредотачиваются вокруг вопросов о роли информатики и информационных технологий в современном обществе, юридических, этических и моральных норм работы с информацией и программными продуктами, информационной безопасности личности и общества.
4.4 Место учебного предмета «Информатика» в базисном учебном плане
Понимание целей обучения информатике в школе указывает на необходимость выделения нескольких этапов овладения основами информатики и формирования информационной культуры учащихся в процессе обучения.
Первый этап (7 - 9 ‘классы) - базовый курс, обеспечивающий обязательный общеобразовательный минимум подготовки учащихся по информатике. Он направлен на овладение учащимися методами и средствами информационной технологии решения задач, формирование навыков сознательного и рационального использования компьютера в учебной, а затем в профессиональной деятельности.
Второй этап (10 - 11классы) - продолжение образования в старших классах как профильного обучения, дифференцированного по объему и содержанию в зависимости от интересов учащихся, и направленного на предпрофессиональную подготовку в области информатики.
В базисном учебном плане в образовательной области «Математика» предмет «Информатика» представлен обязательным учебным предметом для изучения в 7-11 классах средней школы.
5 Виды образовательных программ по учебному предмету «Информатика»
«Информатика» рассматривается как учебный предмет, изучаемый на основной (7-9 классы) и старших ступенях (10-11 классы) общеобразовательной школы. В рамках учебного предмета «Информатика» реализуются следующие программы:
Образовательная основная программа - базовый курс информатики (7-9 классы) - 3 года.
Образовательная профильная программа - профильный курс информатики (10-11 классы) по общественно-гуманитарным и естественно-математическим направлениям - 2 года.
Образовательная дополнительная программа - факультативный и (или) спецкурс, для удовлетворения образовательных потребностей учащихся по информатике за пределами настоящего государственного стандарта - от 2 и более лет.
6 Объем учебной нагрузки по предмету «Информатика»
Объем учебной нагрузки по предмету «Информатика» в соответствии с ООП составляет:
1.На основной ступени (7, 8, 9 классы) -по 1 часу в неделю, по 34 часа в учебном году, всего 102 часа.
2. На старшей ступени в зависимости от направления обучения и направленности.
а) общественно - гуманитарное направление - по 1 часу в неделю, по 34 часа в учебном году, всего 68 часов;
б) естественно - математическое направление - по 1 часу в неделю, по 34 часа в учебном году, всего 68 часов.
7 Базовое содержание образования по учебному предмету «Информатика»
7.1 Содержание образования на основной ступени школы.
На основной ступени школы содержание образования представлено по следующим содержательным линиям:
По содержательной линии «Представление информации»: Информация в нашей жизни. Информация вокруг нас. Многообразие форм информации (рисунки, тексты, звук) и способов ее обработки. Как человек воспринимает информацию. Что можно делать с информацией. Распознавание, хранение, передача, обработка и поиск информации. Кодирование информации. Информация. Единицы информации. Информационная картина мира. Информация и управление.
Информатика как наука.
По содержательной линии «Информационные процессы»: Понятие информационного процесса. Информационное взаимодействие. Информационные процессы в живой природе, в технике, в обществе. Единство информационных процессов в живой природе, в технике, в обществе.
По содержательной линии «Компьютеры»:
Компьютер. История развития вычислительной техники. Основные устройства компьютера, их функции и взаимосвязь в процессе работы компьютера. Правила техники безопасности при работе на компьютере. Персональные компьютеры, их развитие.
Устройства ввода, вывода, хранения и отображения информации. Вычислительные системы и комплексы. Аудио- и видеосистемы, системы мультимедиа. Сети компьютера.
Арифметические основы компьютера. Типы систем счисления, используемых в компьютере. Системы счисления: двоичная, восьмеричная, десятичная, шестнадцатеричная. Перевод чисел из одной системы счисления в другую. Двоичная арифметика. Кодирование информации в компьютере.
Логические основы компьютера. Основные понятия и область применения алгебры логики. Элементарные логические операции. Построение таблицы истинности. Базовые логические элементы компьютера («И», «НЕ», «ИЛИ») и логические функции.
Взаимосвязь технических характеристик ПК с решаемыми задачами. Структурная организация и функционирование компьютера. Принцип программного управления.
По содержательной линии «Информационные технологии»:
Понятие технологии. Информационные технологии, их виды и классификация. Роль и место информационных технологий в технологическом развитии общества.
Программные средства информатизации. Системные программные средства: операционные системы, операционные среды.
Системы и языки программирования. Технологии программирования, моделирования, проектирования, диагностики и управления (объектами, процессами, системами).
Представление о прикладном программном обеспечении компьютера. Виды прикладного программного обеспечения.
Понятие базовых информационных технологий, их классификация и виды: мультимедиа - технологии, технологии ГИС, Интернет - технологии.
Виды ОС персональных компьютеров. Сервисные оболочки, системы пользовательского интерфейса. Функции операционных систем. Работа в операционной системе. Сетевые функции. Защита информации. Антивирусные программы. Сжатие информации. Программы архивации.
Обработка графической информации. Методы описания графических данных (вектор, растр, фрактал). Графические примитивы. Действия над графическими объектами. Цвета и палитра. Графические редакторы. Деловая научная графика.
Обработка текстовой информации на компьютере. Технология обработки текстовых документов: создание, редактирование, сохранение, считывание, вывод. Работа с таблицами. Вставка графических объектов в текстовый документ. Текстовые редакторы. Понятие гипертекста.
Представление числовой информации на компьютере. Табличная форма представления данных. Электронные таблицы. Понятие книги электронных таблиц, рабочих листов электронных таблиц, считывание, запись, использование формул, построение диаграмм, вывод результатов.
Хранение и обработка больших объемов информации в табличной форме в памяти компьютера. Базы данных. Структура баз данных. Система управления базами данных. Заполнение баз данных, сортировка и поиск информации по заданному шаблону.
По содержательной линии «Алгоритмизация»:
Понятие алгоритма, свойства алгоритма. Способы представления алгоритмов, типы алгоритмов. Исполнитель алгоритмов. Библиотеки алгоритмов. Решение задач на компьютере. Этапы решения задач. Метод пошаговой детализации.
Основы программирования: алфавит языка программирования, правила записи команд. Понятие программы, ее структура. Понятие переменной: имя, тип, значение.
Понятие типа данных. Понятие выражения. Организация ввода, вывода данных в программе. Программирование линейных алгоритмов, алгоритмов ветвления и циклов. Литерные величины. Графические объекты. Подпрограммы.
Понятие массива: тип элементов, размерность, индексы. Изучение возможностей системы программирования,
По содержательной линии «Формализация и моделирование»:
Понятие модели и моделирования. Определение модели. Типы моделей. Способы моделирования.
Методы описания информационно - логических моделей. Соотношения между информационными, информационно - логическими, и математическими моделями. Вычислительный эксперимент как метод научного исследования.
По содержательной линии «Телекоммуникация»:
Основные виды компьютерной связи. Локальные сети: способы построения, организация работы, программное обеспечение. Глобальные информационные сети. Интернет. Электронная почта.
Новые роли компьютера в современном обществе. Интернет как всемирная справочная; всемирная библиотека; всемирная образовательная среда: всемирный магазин. Мировое информационное общество.
По содержательной линии «Социальные вопросы информатики»:
Роль информации в развитии общества. Основные информационные революции. Информатизация общества. Роль информационных технологий в развитии общества. Информатизация образования.
Мировое информационное пространство и национальная безопасность. Информационные ресурсы общества, виды и классификация. Информационные продукты и услуги. Информационный рынок.
Информационное общество. Информационное неравенство. Человек в информационном обществе. Информационная свобода и ответственность личности.
7.2 Содержание образования на старшей ступени школы общественно-гуманитарного направления
Содержание образования по информатике для общественно - гуманитарного направления включает в себя темы из всех разделов информатики: теоретической информатики, средств информатизации, информационных технологий, социальной информатики и является систематизацией представлений о возможностях применения информатики и информационных технологий в гуманитарной сфере деятельности.
Содержание обучения
Применение компьютера в гуманитарных областях деятельности. Мультимедиа - новый способ применения компьютера. Основные сферы применения мультимедиа - технологий. Интернет. Внедрение компьютера в повседневную жизнь человека.
Программное обеспечение современного компьютера. Операционные системы и их развитие. Интегрированные системы. Установка, настройка и обмен данными. Офисные пакеты.
Текстовые процессоры. Работа с документами. Создание списков. Оформление текста в виде таблицы. Создание привлекательных рекламных объявлений и Web-страниц. Верхние и нижние колонтитулы. Создание документа из нескольких колонок. Добавление рисунков в документ. Создание Web - страниц. Добавление и удаление гиперссылок.
Компьютерная графика. Распознавание документов. Технология распознавания документов. Виды изображений. Обработка изображений. Системы распознавания документов.
Программы проверки и корректировки текста. Технология проверки и корректировки слайд - фильма. Технология создания слайд - фильмов. Инструменты для создания слайд - фильмов.
Издательские системы. Отличие текстовых процессоров и издательских систем.
Функции, одинаковые для обеих сред. Верстка страниц и изготовление макетов отдельных изданий в издательской системе.
Технические средства современного офиса. Средства обработки документов. Копировальная техника. Средства оперативной полиграфии. Средства связи. Микрокалькуляторы. Периферийное оборудование информационных систем.
Телекоммуникационные сети. Глобальная сеть Интернет. Сервисы глобальной сети Интернет. Поиск информации в Интернет. Основные сведения о World Wide Web. Поисковые системы. Броузер Мiсrоsоft Internet Explorer. Основные приемы работы в Мicrosoft Internet Explorer. Переход к Web-странице. Создание Web-документов.
7.3 Содержание образования на старшей ступени школы естественно-математического направления
Содержание образования по информатике для естественно - математического направления включает следующие разделы информатики: средства информатизации, информационные технологии с целью более детального изучения для предоставления возможностей их применения в технических и естественно-научных сферах деятельности.
Содержание обучения
Современное программное обеспечение. Компьютер. Дополнительные возможности операционных систем. Установка, конфигурация, настройка параметров операционных систем и других программных продуктов.
Методы программирования: структурные, модульные, объектно-ориентированные, визуальные. Системы программирования.
Система визуального программирования. Формы, управляющие элементы, модули и классы, типы данных, диалоговые окна, отладка приложений, компиляция и распространение приложений.
Компьютерная графика Основные графические процедуры и функции,константы,переменные.Анимация,мулыипликация.Звуковыеэффекты, создание звукового файла. Технология разработки мультимедийных программ. Создание программ.
Презентация. Компоненты презентации. Средства презентаций. Сканирование и обработка изображений. Шаблоны и дизайн. Мастер. Слайд. Оформление. Печать, настройка и демонстрация. Создание презентации.
Обработка больших объемов информации. Систематизация, хранение и поиск информации. Информационно-логические модели. Технология разработки информационно-логической модели. Модели данных, реляционная модель. Работа с базами данных: структура баз данных, создание таблиц баз данных. Работа с запросами, с формами, с отчетами. Создание учебной БД.
Информационные системы: банки данных, базы знаний, системы искусственного интеллекта, экспертные системы.
Сеть Internet: про смотр и создание Web-страниц, их дизайн. Поисковые системы.
8 Требования к обязательному (минимальному) уровню подготовки учащихся по предмету «Информатика» на разных ступенях школы
8.1 Требования к обязательному (минимальному) уровню
подготовки учащихся на основной ступени школы
По содержательной линии «Представление информации»
Учащиеся должны знать:
- что такое информация, формы и способы ее обработки;
- назначение языка, кода и кодирование информации;
- основные единицы измерения количества информации;
- роль технических средств при работе человека с информацией;
- схему передачи информации;
- назначение носителей информации;
- назначение средств защиты информации.
Учащиеся должны уметь:
- приводить примеры передачи, хранения и обработки информации в живой природе, технике, деятельности человека и общества;
- определять объем информации текста;
- кодировать текст;
- приводить примеры носителей информации;
- приводить примеры способов защиты информации.
По содержательной линии «Информационные процессы»
Учащиеся должны знать:
- понятие информационного процесса;
- информационные процессы в живой природе;
- информационные процессы в технике;
- информационные процессы в обществе;
- о единстве информационных процессов в живой природе, в технике, в обществе.
Учащиеся должны уметь:
- приводить примеры информационных процессов в обществе, в живой природе, в технике;
- приводить примеры процессов информатизации.
По содержательной линии «Компьютер»
Учащиеся должны знать:
- историю развития компьютерной техники;
- перспективу развития компьютерной техники;
- основные технические параметры, по которым различаются компьютеры;
- основные узлы компьютера, их взаимосвязь;
- структуру современного персонального компьютера;
- основные характеристики устройств компьютера;
- принцип автоматической работы компьютера;
- устройства ввода и вывода информации;
- кодирование информации в компьютере;
- типы систем счисления, используемых в компьютере;
- правила перевода чисел из одной системы счисления в другую;
- арифметические операции в двоичной системе счисления;
- принцип кодирования текстовой информации;
- принципы кодирования графической информации;
- логические основы работы компьютера;
- суть понятий высказывания, утверждения, рассуждения, умозаключения, логического выражения;
- таблицы истинности основных логических операций;
- основные логические элементы И, ИЛИ, НЕ, используемые в логических схемах компьютера.
Учащиеся должны уметь:
- приводить примеры и характерные/ особенности компьютеров разного поколения;
- приводить примеры моделей компьютеров разного поколения;
- свободно работать за клавиатурой компьютера;
- осуществлять физическое подключение к компьютеру любого устройства вывода и производить ее установку;
- форматировать диски;
- архивировать файлы и разархивировать их;
- применять антивирусные программы;
- осуществлять перевод чисел из одной системы счисления в другую;
- выполнять арифметические операции в двоичной системе счисления.
- производить кодирование любого символа с помощью кодировочной таблицы ASCII;
- производить кодирование цветной точки для 16-цветной палитры; - написать таблицу истинности для типовых логических операций.
По содержательной линии «Информационные технологии»
Учащиеся должны знать:
- что такое программное обеспечение;
- роль программного обеспечения компьютера;
- виды программного обеспечения: системное, прикладное;
- что такое операционная система;
- виды операционных систем, интерфейсы пользователя;
- интегрированные среды, типовые интерфейсы прикладной среды; технологии обмена данными для создания составных документов;
- понятие информационных технологий и основные этапы их развития; .
- текстовые редакторы, их назначение, типы, основные функции редактирования и их реализации;
- технологию создания и редактирования текстовых документов;
- графические редакторы, их назначение, типы и их основные возможности;
- технологию создания и редактирования графических объектов;
- принципы организации гипертекстовых, мультимедийных программ;
- электронные таблицы, их назначение, типы и основные возможности;
- технологию обработки числовой информации с помощью электронных таблиц;
- системы управления базами данных, их назначение, типы и основные возможности;
- технологию создания и редактирования базы данных;
- разнообразные виды прикладных программ.
Учащиеся должны уметь:
- работать в одной из операционных систем;
- определять, как проявляются в прикладных системах: наглядность, многозадачность, интеграция;
- приводить примеры конкретной технологии обмена данными; - набирать и редактировать любой текст;
- осуществлять действия с фрагментом и текстом в целом;
- создавать и редактировать любой графический объект;
- осуществлять действия с фрагментом и рисунком в целом;
- применять калькулятор;
- записывать и воспроизводить звук, редактировать звуковые файлы;
- записывать, считывать и модифицировать звуковые файлы;
- применять электронные таблицы для обработки числовой информации;
- создавать базу данных и редактировать структуру.
По содержательной линии «Алгоритмизация»
Учащиеся должны знать:
- понятие алгоритма, свойства алгоритма;
- понятие системы команд исполнителя;
- основные характеристики величин (имя, тип, значение, размерность);
- основные алгоритмические конструкции;
- различные способы записи алгоритмов;
- правила записи алгоритмов на языке программирования;
- системы программирования.
Учащиеся должны уметь:
- иллюстрировать на конкретных примерах понятие алгоритма и его свойства;
- определять возможность применения исполнителя для решения конкретных задач по системе его команд;
- составлять алгоритмы различными способами;
- используя основные конструкции языка программирования, записывать и исполнять алгоритмы решения учебных задач;
- составлять, набирать, редактировать и запускать программу.
По содержательной линии «Формализация и моделирование»
Учащиеся должны знать:
- понятие модели объекта;
- понятие информационной модели;
- основные виды классификации моделей;
- характеристики каждого класса моделей;
- основные принципы и идеи моделирования;
- основные этапы моделирования и последовательность их выполнения.
Учащиеся должны уметь:
- приводить примеры моделей, относящихся к разным классам;
- приводить модели из жизни;
- разрабатывать поэтапную схему моделирования задачи;
- определять цель моделирования и осуществлять формализацию задачи на этапе постановки задачи;
- создавать информационную модель задачи;
- преобразовывать информационную модель задачи в ее компьютерную модель.
По содержательной линии «Телекоммуникация»
Учащиеся должны знать:
- понятие компьютерных сетей;
- назначение и роль Интернета в развитии общества;
- понятие домена и правило образования адреса в Интернете;
- технологию поиска информации в Интернете;
- об электронной почте и правилах оформления адреса.
учащиеся должны уметь:
- работать в браузере;
- формировать адрес в сети;
- искать информацию по известным адресам и с помощью поисковых систем;
- пользоваться электронной почтой, производя все необходимые операции с сообщением.
По содержательной линии «Социальные вопросы информатики»
Учащиеся должны знать:
- особенности информационных революций;
- цели процесса информатизации общества;
- понятие информационной культуры;
- понятие об информационном ресурсе;
- основные виды информационных услуг;
- понятие об информационной безопасности общества и человека;
- понятие правового регулирования вопросов информационной безопасности.
Учащиеся должны уметь:
- характеризовать каждую из информационных революций;
- перечислять характерные черты индустриального и информационного общества;
- приводить примеры информационных ресурсов (учащиеся, учителя, школа и т.д.);
- приводить примеры отдельных видов информационных услуг.
8.2 Требования к обязательному (минимальному) уровню
подготовки учащихся на старшей ступени школы общественно-гуманитарного направления
Учащиеся должны знать:
- новейшее программное обеспечение;
- порядок и правила установки программного обеспечения на компьютеры;
- элементы оформления текстовых документов;
- назначение и возможности автоматических настроек текстовых процессоров;
- настольные издательские системы, их возможности, программное обеспечение;
- инструментальные средства обработки растровой и векторной графики;
- основы организации анимации и мультипликации;
- понятие компьютерной презентации;
- технологию создания компьютерных презентаций;
- понятие поисковых систем в Интернете;
- концепции создания Web-страниц.
Учащиеся должны уметь:
- устанавливать и конфигурировать операционную систему;
- устанавливать на компьютере прикладное программное обеспечение;
- настраивать параметры текстовых редакторов;
- использовать графические и шрифтовые возможности текстовых редакторов;
- производить обработку графических изображений;
- производить макетирование и верстку изданий с помощью текстового редактора;
- производить макетирование и верстку изданий с помощью издательской системы;
- работать с системами распознавания документов; работать с системами проверки и корректировки текста; создавать объекты машинной графики и звуковые файлы;
- создавать презентации с помощью специальных средств презентаций;
- работать с техническими средствами современного офиса;
- осуществлять поиск и просмотр информации в Интернете;
- создавать Web-страницы, оформлять дизайн Web-страниц.
8.3 Требования к обязательному (минимальному) уровню подготовки учащихся на старшей ступени школы естественно- математического направления
Учащиеся должны знать:
- отличия систем программирования;
- о структурном, модульном, объектно-ориентированном программировании;
- основы организации анимации и мультипликации;
- принципы разработки обучающих, контролирующих, игровых программ;
- порядок и правила установки программного обеспечения на компьютеры;
- средства обработки растровой и векторной графики;
- компьютерной презентации;
- правила создания презентации;
- организацию обработки больших объемов информации;
- технологию разработки информационно-логических моделей;
- назначение реляционных моделей;
- понятие об информационных системах:
- понятие поисковых систем в Интернете;
- концепции создания Web-страниц.
Учащиеся должны уметь:
- создавать объекты машинной графики и звуковые файлы;
- программировать графические объекты и их движение;
- составлять обучающие, контролирующие, игровые программы;
- устанавливать и конфигурировать операционную систему;
- устанавливать на компьютере прикладное программное обеспечение;
- создавать презентации с помощью специализированных программных средств;
- создавать информационно-логические модели в заданной предметной области;
- производить корректировку информацию, поиск информации по шаблону, сортировку информации в базах данных;
- создавать базу данных в заданной предметной области;
- работать с информационными системами;
- осуществлять поиск и про смотр информации в Интернете;
- работать в сети Intrnet и с электронной почтой (e-mail);
- создавать Web-страницы, оформлять дизайн Web-страниц.
8.4 Проверка достижения обязательного (минимального) уровня подготовки учащихся по информатике осуществляется в соответствии с требованиями, предъявленными в п.п.8.1-8.3 настоящего стандарта.
Оценка выполнения требований стандарта должна осуществляться на рубежных этапах учебного процесса, т.е. в конце основной, старшей ступеней обучения: в 9, 11 классах.
Стандарт по предмету «Информатика» фиксирует тот безусловный минимум, который должны освоить все учащиеся. Результатом достижения обязательной (минимальной) подготовки является вывод - отвечает ли уровень подготовки ученика зафиксированным в стандарте обязательным требованиям или нет. Результаты такой проверки оцениваются с помощью одной из отметок: «достиг», «не достиг».
Достижения учащихся в рамках базового уровня содержания образования в текущем учебном процессе оцениваются по пятибалльной системе, итоговые оценки которых выставляются в документах основной, старшей ступеней школы.
9 Требования к условиям организации и реализации образовательного процесса
9.1 Требования к кадровому обеспечению учебного процесса
Преподавание информатики по образовательным основным и профильным программам обеспечивается педагогическими и научно-педагогическими кадрами с высшим или неоконченным высшим образованием, имеющие квалификацию учителя информатики, математики и информатики, физики и информатики или имеющие высшее техническое образование, прошедшие переподготовку в институтах повышения квалификации работников системы образования.
9.2 Требования к учебно-методическому обеспечению учебного процесса
Учебно-методическое обеспечение осуществляется в соответствии с ежегодно издаваемым центральным исполнительным органом в области образования нормативным документом о преподавании основ наук в предстоящем учебном году.
9.3 Требования к материально-техническому обеспечению УП
Реализация образовательной программы по информатике осуществляется в условиях специально оборудованного кабинета, оснащенного комплектом учебной вычислительной техники, системными и прикладными программными средствами, программными средствами учебного назначения, техническими средствами обучения, диапозитивами и диафильмами, кино- и видеофильмами. Перечень необходимых технических средств обучения приводится в нормативных документах центрального и местного исполнительных органов управления образования Республики Казахстан.
Ұқсас тақырыптар:
- Информатика 8-сынып. Тақырыптық-күнтізбелік жоспар. 2011-2012 оқу жылы.
- Сайт дайындау технологиясы. Өндірістік оқыту сабағы.
- Информатика. Толық жасалған күнтізбелік жоспар. 7-8-9-сынып. І-жарты жылдық.
- Информатика 9 класс. Календарно-тематический план (блочный вариант).
- Информатика 7-11. Оқу бағдарламасы, барлық сыныптар бойынша толық түсіндірмелерімен (екі бағыт).
- Информатикадан мемлекеттік білім стандарттары
- Информатика 7-сынып. Тақырыптық-күнтізбелік жоспар. 2011-2012 оқу жылы.
- Информатика 10-сынып. Тақырыптық-күнтізбелік жоспар (бағдарлы курс) 2011-2012.
- Информатика кабинетіне қойылатын талаптар
- Инф. 11-сынып. Тақырыптық-күнтізбелік жоспар (жаратылыс.-матем бағыты) 2011-2012.