В помощь молодому учителю
Педагог-ұйымдастырушы: Рахимбаева Гулайым Абитаевна, учитель русского языка, руководитель, Совета молодых учителей средней школы им. Куата Терибаева, села Кокозек Аксуского района Алматинской области.
І. Дидактические требования к современному уроку:
- четкое формулирование образовательных задач в целом и его составных элементов, их связь с развивающими и воспитательными задачами. Определение места в общей системе уроков;
- определение оптимального содержания урока в соответствии с требованием учебной прграммы и целями урока, с учетом уровня подготовки и подготовленности учащихся;
- прогнозирование уровня усвоения учащимися научных знаний, сформированности умений и навыков, как на уроке, так и на отдельных его этапах;
- выбор наиболее рациональных методов, приемов и средств обучения, стимулирования и контроля оптимального воздействия их на каждом этапе урока, выбор,обеспечивающий познавательную активность;
- сочетание различных форм коллективной и индивидуальной работы на уроке и максимальную самостоятельность в учении учащихся;
- реализация на уроке всех дидактических принципов;
- создание условий успешного учения учащихся.
ІІ. Психологические требования к уроку:
Психологическая цель урока:
- Проектирование развития учащихся в пределах изучения конкретного учебного предмета и конкретного урока;
- Учет в целевой установке урока психологической задачи изучения темы и результатов, достигнутых в предшествующей работе;
- Руководство повышением уровня понимания (от описательного, сравнительного, объяснительного к обобщающему, оценочному, проблемному) и формированием умений рассуждать и умозаключать;
- Использование различных видов творческих работ учащихся (объяснение цели работы, условий ее выполнения, обучение отбору и системтизации материала, а также обработке результатов и оформлению работы);
- Закрепление результатов работы:
- формирование навыков путем выполнения упражнений;
- обучение переносу ранее усвоенных умений и навыков на новые условия работы, предупреждение механического переноса.
Организованность учащихся:
- отношение учащихся к учению, их самоорганизации и уровень умственного развития;
- возможные группы учащихся по уровню обучаемости, учет этих обстоятельств при определении сочетания индивидуальной, групповой и фронтальной форм работы учащихся на уроке.
Учет возрастных особенностей учащихся:
- планирование урока в соответствии с индивидуальными и возрастными особенностями учащихся;
- проведение урока с учетом сильных и слабых учеников;
- дифференцированный подход к сильным и слабым ученикам.
ІІІ. Гигиенические требования к уроку:
- температурный режим;
- физико-химические свойства воздуха (необходимость проветривания);
- освещение;
- предупреждение утомления и переутомления;
- чередование видов деятельности (смена слушания выполнением вычислительных, графических, практических, творческих работ);
- своевременное и качественное проведение физкультминуток;
- соблюдение правильной рабочей позы учащегося;
- соответствие классной мебели росту школьника.
ІV. Требования к технике проведения урока:
- урок должен быть эмоциональным, вызывать интерес к учению и воспитывать потребность в знаниях;
- темп и ритм урока должны быть оптимальными, действия учителя и учащихся завершенными;
- необходим полный контакт во взаимодействии учителя и учащихся на уроке, должны соблюдаться педагогический такт и педагогический оптимизм;
- доминировать должна атмосфера доброжелательности и активного творческого труда;
- по возможности следует менять виды деятельности учащихся, оптимально сочетать различные методы и приемы обучения;
- обеспечить соблюдение единого орфографического режима школы.
Памятка для молодого учителя
- В кабинет приходите немного раньше звонка, чтобы проверить, все ли готово к уроку: чиста ли доска, подготовлены ли технические средства обучения (ТСО), наглядные пособия.
- Добивайтесь, чтобы все учащиеся приветствовали Вас организованно. Осмотрите класс, особенно – недисциплинированных учащихся. Покажите, как Вы умеете красиво организовывать начало урока. Но особо увлекаться не следует – старайтесь, чтобы на это уходило все меньше и меньше времени.
- Научитесь находить нужную страницу классного журнала за минимально короткое время. Можно даже ее приготовить на перемене. Не приучайте дежурных оставлять на столе учителя записку с фамилиями отсутствующих.
- Начинайте урок энергично. Не задавайте вопрос: «Кто не выполнил домашнее задание?». Это приучает учащихся к мысли, что задание можно, оказывается, и не выполнить! Ведите урок так, чтобы каждый ученик был занят делом, помните: паузы, медлительность, безделье – ведут к разрушению дисциплины в классе.
- Увлекайте учащихся интересным содержанием материала, созданием проблемных ситуаций, умственным напряжением. Контролируйте темп урока, помогайте «слабым» поверить в свои силы. Держите в поле зрения весь класс. Особенно следите за теми, у кого неустойчивое внимание, кто часто отвлекается на уроке, тем самым, мешая всему классу. Не позволяйте нарушать рабочий ритм.
- С просьбами и вопросами чаще обращайтесь к тем учащимся, которые могут заниматься на уроке посторонними делами.
- Комментируйте выставляемые оценки. В обязательном порядке указывайте ученику, над чем ему следует поработать. Своим словам придавайте деловой, заинтересованный характер.
- Заканчивайте урок общей оценкой класса и отдельных учащихся. Дети должны испытать удовлетворение от результатов своего труда. Постарайтесь заметить положительное в работе недисциплинированных ребят, но не делайте это слишком часто и за небольшие усилия.
- Прекращайте урок со звонком. Напомните об обязанностях дежурного.
- Удерживайтесь от излишних замечаний.
- При недисциплинированности учащихся старайтесь обходиться без помощи других. Помните: налаживание дисциплины при помощи чужого авторитета не дает вам пользы, а скорее вредит. За поддержкой лучше обратитесь к классу.
Памятка для наставника
- Вместе с начинающим учителем глубоко проанализировать учебные программы и объяснительные записки к ним.
- Помочь составить тематический план, обратив особое внимание на подбор материала для систематического повторения, практических и лабораторных работ, экскурсий.
- Оказывать помощь при подготовке к урокам, особенно к первым. Наиболее трудные темы разрабатывать вместе.
- Постоянно приглашать молодого учителя на свои уроки. После урока спрашивать о впечатлении, полученном от урока, анализировать урок, дать возможность молодому коллеге разработать план именно урока.
- Вместе готовить и подбирать дидактический материал, наглядные пособия, тексты задач, упражнений, контрольных работ.
- Посещать уроки молодого учителя с последующим тщательным анализом.
- Помочь в подборе методической литературы для самообразования.
- Делиться опытом без назидания, а путем доброжелательного показа образцов работы.
- Помогать своевременно, терпеливо, настойчиво. Никогда не забывать отмечать положительное в работе.
- Учить не копировать, не надеяться на готовые разработки, а вырабатывать собственный педагогический почерк.
«День молодого учителя» в школе (творческий отчет молодых учителей)
- Проведение открытых уроков и внеклассных мероприятий молодыми учителями и их обсуждение.
- Выставка методических и дидактических материалов, разработанных молодыми учителями:
- рефераты по вопросам теории обучения, психологии, теории и методике воспитания;
- доклады, сообщения по вопросам методики преподавания предметов;
- конспекты уроков различных типов и других форм организаций учебных занятий;
- планы работ кружков по предмету;
- конспекты внеклассных воспитательных мероприятий;
- планы воспитательной работы классных руководителей;
- дидактические материалы, наглядности, изготовленные самостоятельно;
3. Смотр кабинетов молодых учителей.
4. «Круглый стол» с администрацией по вопросам адаптации молодых специалистов в педколлективе.
Ұқсас тақырыптар:
- “Жас қыран”, “Жас ұлан” 1-11 сыныптар бойынша жұмыс жоспарлары.
- «Жас Ұлан» ұйымы (толық құжаттамасымен).
- Баяндаманың тақырыбы: “Химия пәнін оқытуда ақпараттық технологияны пайдалану»
- Психоанализ - тұлғаның өзін-өзі тану құралы ретінде.
- Мемлекеттік тілде оқытылатын бастауыш сынып оқушыларының оқу-танымдық қызметін оқу-әдістемелік кешенді пайдалану арқылы белсендендіру.
- Педагогика. Агрессиялық балаларға өзара тиімді әсер ету.
- Оқушылардың бос уақытын тиімді пайдалануды ұйымдастыру
- ИНФОРМАТИКА. УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА для 7-9 кассов общеобразовательной школы. Астана 2010. по приказу МОН РК от 09.07.2021 г. № 367.
- ИНФОРМАТИКА. Перечень учебно-методических комплексов, разрешенных к использованию в организациях образования в 2009-2010 учебном году, определен приказами МОиН РК №160 от 03.04.2022
- Информатикадан оқу бағдарламасы. 10-11 сыныптар жаратылыстану-математикалық бағыт Аcтана 2010. Қазақстан Республикасы Білім және ғылым министрінің 09.07.2021 жылғы №367 бұйрығымен бекітілген.