Прикасаясь к Пушкину Интегрированный урок в 11 классе.
Сейткалиева Гульмира Казбековна Жамбылская средняя общеобразовательная школа-детсад.
Цели:
1. Повторить содержания произведении Пушкина, закрепление сложных предложений, правильная постановка знаков препинании в них.
2. Развивать кругозор, логическое мышление, память, речь.
3. Воспитать любовь к произведениям Пушкина.
Тип: интегрированный урок.
Метод: анализ текста, беседа, работа по таблице и в группах, выполнение индивидуальных заданий.
Наглядность: учебник, сборники произведений, иллюстраций, эпиграф, таблицы, карточки. скачать полную версию урока.
План урока:
1. Организациооный момент (1 м.)
2. Анализ эпиграфа, теоретический опрос.
3. Самостоятельная подготовка учащихся: сообщения.
4. Практическая работа: разбор предложений.
5. Работа по иллюстрациям.
6. Комментирование оценок.
7. Домашнее задание.
I. Организационный момент.
II. .Анализ эпиграфа: «Пушкин- одно из самых замечательных явлений русского художественного слова, крупнейший мастер языка и стиля в русской литературе».
Учитель: Сегодня мы с вами вспомним один период из жизни А.С.Пушкина, когда творчество и искусство восторжествовали над житейскими невзгодами. Три месяца вынужденного заточения в родовом имении Пушкиных в селе Болдино Нижегородской губернии осенью 1830 года оказались невероятно плодотворными для поэта, а в литературе они навсегда останутся как удивительное время, называемое Болдинской осенью.
Выразительное чтение стихотворения «Болдинская осень».
Кружится в вальсе первый желтый лист,
Березы светятся, река притихла.
Играет Баха ветер-органист,
Беря басы торжественно и тихо.
И видится гармония во всем.
Что может быть прекрасней для поэта?
И осени портрет в стихи внесен,
И осень рада, что случилось это.
Выделите особенности художественного стиля, изобразительно-выразительные средства языка (метафоры: ветер-органист, берет басы, портрет осени; олицетворение: кружится в вальсе лист, река притихла, ветер играет Баха, осень рада; инверсия; риторический вопрос).
Задание I: Нужно подобрать те стихотворения, которые подходят к иллюстрации.
1)Цели нет передо мною,
Сердце пусто, празден ум,
И томит меня тоскою
Однозвучный жизни шум.
2)Брожу ли я вдоль улиц шумных,
Вхожу ль во многолюдный храм,
Сижу ль меж юношей безумных,
Я придаюсь моим мечтам.
3) И ведаю, мне будет наслажденьем
Меж горести забот и треволненья:
Порой опять гармонией упьюсь,
Над вымыслом слезами обольюсь,
И может быть - на мой закат печальный
Блеснет любовь улыбкою прощальной.
4)И с каждой осенью я расцветаю вновь;
Здоровью моему полезен русский холод;
К привычкам бытия вновь чувствую любовь;
Чредой слетает сон, чредой находит голод;
Легко и радостно играет в сердце кровь,
Желаний кипят - я снова счастлив, молод,
Я снова жизни полон…
5). И забываю мир - и в сладкой тишине
Я сладко усыплен моим воображением,
И пробуждается поэзия во мне:
Душа стесняется лирическим волнением,
Трепещет и звучит, и ищет, как во сне,
Излиться наконец свободным появленьем…
Устно найдите и назовите ССП, СПП, БСП.
После выполнения этого задания послушаем сообщение о месте Болдинской осени в творчестве Пушкина:
- 3 сентября 1830 года Пушкин впервые увидел Болдино. Из письма Плетневу мы узнаем о его настроении: «…грустно, тоска …Осень подходит. Это любимое мое время, здоровье мое обыкновенно крепнет, пора моих литературных трудов настает, а я должен хлопотать о приданном да о свадьбе, которую сыграем Бог весть когда». Пушкин не собирался оставаться в Болдине надолго, но ему пришлось прожить здесь 3 месяца. И этот период в его творчестве оказался одним из самых вдохновенных и плодотворных. Результаты его так многообразно и художественно совершенны, что их можно считать вершиной созданного великим поэтом за всю жизнь.
Пушкин сам был взволнован невероятным урожаем Болдинской осени, о чем радостно извещал своего друга Плетнева: « Скажу тебе за тайну, что я в Болдине писал, как давно уже не писал. Вот что я привез сюда: две последние главы «Онегина», восьмую и девятую, совсем готовые в печать. Повесть, писанную октавами (стихов 400) несколько драматических сцен, или маленьких трагедии, именно: « Скупой рыцарь», «Моцарт и Сальери», «Пир во время чумы», «Донжуан». Сверх того написал около 30 мелких стихотворений, хорошо? Еще не все… Написал я прозою 5 повестей.
Речь в письме идет о «Повести Белкина».
Учитель: Ребята, какие произведения были изучены нами?
Сейчас выполните самостоятельно задание II:.
Определить виды сложных предложений, синтаксический разбор предложений из произведений, начертить их схемы, объяснить постановку знаков препинаний.
1 группа: «Выстрел»
1).Ему было около 35 лет, и мы за то почитали его стариком.
2).Характер мой вам известен: я привык первенствовать.
3). В наше время буйство было в моде: я был первым буйным по армии.
4). Товарищи меня обожали, а полковые командиры поминутно сменяемые, смотрели на м6еня как необходимое зло.
5). Богатое собрание пистолетов было единственной роскошью бедной мазанки, где он жил.
6). Жена лежала в обмороке, люди не смели его остановить и с ужасом на него глядели, он вышел на крыльцо, крикнул ямщика и уехал.
7). С тех пор не прошло ни одного дня, чтоб я не думал о мщении.
2 группа: «Метель».
1). Она считалась богатою невестою, и многие прочили ее за себя или за сыновей.
2). Наступила зима, и прекратились их свидания; но переписка сделалась все живее.
3). Наконец она согласилась: в назначенный день она должна была не ужинать и удалиться в свою комнату под предлогом головной боли.
4).Они ее поцеловали, и по обыкновению благословили: она чуть не заплакала.
5).Дрожащим голосом объявила она, что ей ужинать не хочется.
6). Мысль, что уже последний раз провожает она день посреди своего семейства, стесняло ее сердце.
7). Открылась сильная горячка, и бедная больная две недели находилась у края гроба.
Устный опрос для обобщающего повторения:
В чем отличие союзных предложений от бессоюзных?
В каком виде сложных предложении требуется большее разнообразие знаков препинании и почему?
Вспомните правила постановки знаков препинаний в БСП.
Почему в этих бессоюзных предложениях разные знаки препинания?
1).Я слушал и заслушивался - слезы невольные и сладкие текли.
2). Погода несносная, дорога скверная, ямщик ужасный, лошади не везут- а виноват смотритель.
3). Князь у синя моря ходит,
С сине моря глаз не сводит;
Глядь – поверх текучих вод
Лебедь белая плывет.
4).Безвестных наслаждений ранний голод
Меня терзал - уныние и лень
Меня сковали.
5).Дни мчатся - в воздухе нагретом
Уж разрешается зима.
6).Она смеется – все хохочут,
Нахмурит брови – все молчат.
7).Прошла неделя, другая – он к себе домой не возвращался.
Правильно соотнести схемы предложений к правилам:
?
Учитель: Послушаем сообщение о первой волне эмиграции Пушкина.
- В 1937 году дни памяти А.С.Пушкина широко отмечались и за рубежом, в среде русской эмиграции, где было образовано 166 пушкинских комитетов. Как подсчитали в последствии, поэта чествовали в 5 частях света: в 24 государствах и в 170 городах Европы, в 4 городах Австралии, в 8 государствах и в 14 городах Азии, в 6 государствах и 28 городах Америки, в 3 государствах и 5 городах Африки, а всего в 43 государствах и в 231 городе. Центром событий на долгое время стал Париж, где активно действовал центральный пушкинский комитет под председательством В.А.Маклакова. В товарищи председателя избрали И.А.Бунина, П.Н.Мелюкова и М.М.Федорова, а секретарем комитета – Г.Л.Лозинского.
Но юбилейный 1937 год для первой волны эмиграции – лишь вершинный на ниве пушкиноведения. До начала II мировой войны в разных странах эмигранты издали около 100 книг о поэте. Для людей, переживающих как трагедию вынужденную вечную разлуку с родиной, Пушкин стал «светским духовником». «Это мы уславливаемся, каким именем нам аукаться, как нам перекликаться в надвигающемся мраке», - сказал В.Ходасевич. В книгу «Венок Пушкину» вошли произведения более 50 поэтов русского зарубежья.
Учитель: В заключение урока мы обращаемся к иллюстрациям художников, в частности к роману в стихах «Евгений Онегин». Кто желает в порядке течения жизни устно описать иллюстрации? (На доске иллюстрации).
Еще раз обращаясь к эпиграфу и анализируя его, мы убеждаемся, что Пушкин действительно одно из самых замечательных явлений русского художественного слова, крупнейший мастер языка и стиля в русской литературе.
Ұқсас тақырыптар:
- Основа наук (открытый урок по русскому языку в 10 классе).
- Русский язык 11. Игра «Банк знаний»
- РОДОВЫЕ ОКОНЧАНИЯ ИМЁН ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ. (Рус.яз.).
- Литературный ринг на тему «Книгу прочитал – умнее стал»
- 5-класс. Тема: Корень слова
- Систематизация и обобщения по теме «Имя прилагательное»
- Тема урока: «Приятного аппетита». Игра Кто? Где? Что делают?
- 9-класс. Сложноподчиненные предложения с придаточными условными.
- 9 класс. Тема : А.С.Пушкин «Цыганы»
- Бинарный урок русского языка и информатики Тема: “Родники”