«Использование Интернет-ресурсов при проведении уроков информатики» (доклад).
Ақтөбе обылысы Шалқар қаласы №5 орта мектептің информатика пәнінің мұғалімі Бегімбетова Жансауле Құлтасқызына
Использование интернет-ресурсов переводит на качественно новый уровень подготовку и проведение уроков, открывает широкие возможности.
Одна из задач совершенствования образования состоит в том, чтобы вооружить учащихся знаниями и навыками использования современной техники.
Задача информатики как учебного предмета – дать учащимся основные базовые понятия современной науки, привить навыки работы на компьютере в качестве пользователя, научить способам индивидуального поиска информации и ее творческой переработки, а также грамотно работать с различными носителями информации.
В современных условиях наиболее актуальными стали не навыки программирования, а умение использовать информационные технологии в конкретном виде деятельности. Проникновение компьютеров во все сферы жизни общества убеждает в том, что культура общения с компьютером становится частью информационной культуры человека.
Компьютерные технологии и, прежде всего, Интернет, не просто еще одно техническое средство обучения, а качественно новая технология. Специфика технологий Интернет заключается в том, что они предоставляют громадные возможности выбора источников информации и главным преимуществом является возможность быстро найти нужную информацию. Использование такой технологии Интернет, как WWW или Всемирной паутины, состоящей из миллионов информационных сайтов, связанных гиперссылками, на уроках информатики предоставляет в целях обучения широчайшие возможности:
- оперативную передачу на любые расстояния информации любого объема и вида;
- доступ к различным источникам информации;
- запрос информации по любому интересующему вопросу через поисковые системы.
При использовании информационных ресурсов Интернет в организации познавательной деятельности школьников на уроке и в ходе самостоятельной работы необходимо учитывать их возрастные особенности, уровень подготовленности и имеющиеся для этого условия. Кроме того, мотивация изучения материала идет более успешно, если перед обучаемыми ставятся конкретные и практически значимые задачи, к решению которых привлекаются разнообразные информационные технологии.
Использовать Интернет-ресурсы можно при проведении уроков-практикумов. Например, такой урок я провела в 11 классе по теме “Использование Интернет-ресурсов при работе с электронными таблицами”. Цель данного урока:
- формирование навыков и умений информационно-поисковой и групповой деятельности;
- расширение кругозора учащихся.
Задачи, решаемые на этом уроке:
- научить представлять информацию в удобной для работы форме;
- закрепить практические навыки работы в Интернете и с электронными таблицами;
- рассмотреть рациональные способы поиска нужной информации.
На подготовительном этапе учащимся было предложено подготовить сообщения о поисковых системах Yandex, Google, Rambler, Aport.
На этапе актуализации знаний и умений повторяются основные приемы работы с электронными таблицами, правила ввода запроса для поиска информации в Интернете с использованием презентаций учащихся.
Затем проводится лабораторная работа по поиску информации об учебных заведениях в Интернете (так как это 11 класс), цель которой:
- рассмотреть один из способов быстрого поиска нужной информации;
- отработка умения находить информацию на заданную тему и представлять ее в удобной для работы форме с использованием электронной таблицы.
На этапе обобщения и анализа проделанной работы каждая группа представляет результаты своей работы. Затем идет постановка домашнего задания и подведение итогов урока.
Интеграция информатики с другими учебными предметами организационно облегчается тем, что при изучении раздела “Информационные технологии” есть возможность совместить изучение тем, таких как текстовые редакторы, создание презентаций, использование Интернет - технологий с темами других предметов и организовать интегрированные уроки. На таких уроках учащиеся совершенствуют навыки работы с информацией (сбор информации из разных источников, в том числе привлечение Интернет-ресурсов; отбор и структурирование материала, представление информации разными способами). Работа над дизайном воспитывает эстетический вкус, повышает общекультурный уровень учащихся, стимулирует творчество.
С точки организации самостоятельной работы на этих уроках учащийся имеет возможность работать в удобном для него темпе, а преподаватель выполняет функцию консультанта. Это позволяет больше внимания уделять индивидуальной работе, учитывая способность и уровень подготовки учащегося.
Такой интегрированный урок-практикум был проведен в 9 классе по теме: “Способы поиска и представления информации”. Цель этого урока:
- отработка навыков различных способов представления информации с помощью офисных программ;
- формирование навыков групповой деятельности.
Задачи, решаемые на данном уроке:
- научить представлять информацию в удобной для работы форме;
- закрепить практические навыки работы с офисными программами и в Интернете.
Для работы на уроке на подготовительном этапе учащимся было предложено подготовить материал для составления презентаций, кроссвордов, тестов по повторению курса алгебры -9.
Затем на этапе актуализации знаний и умений обобщаются способы поиска и представления информации, устанавливаются межпредметные связи между информатикой и математикой, повторяются основные приемы работы с офисными программами, правила ввода запроса для поиска информации в Интернете. Также определяются темы групповых занятий и формы представления информации.
На следующем этапе урока проводится лабораторная работа, цель которой:
- отработка навыка работы с офисными программами;
- развитие графической культуры.
Форма работы – групповая, а учитель оказывает индивидуальные консультации по работе с программой. Задания для лабораторной работы были выбраны с учетом тем повторения на уроках алгебры. Исторический материал по заданным темам необходимо было найти в Интернете.
В конце урока каждая группа представляет результаты своей работы. Заканчивается урок постановкой домашнего задания и подведением итогов урока.
Таким образом, компьютер позволяет активизировать учебный процесс, а главное осуществлять личностно-ориентированный подход в обучении учащихся.
Тема урока: «Способы поиска и представления информации» (Урок – практикум в 9 классе)
Цель урока:
v Отработка навыков различных способов представления информации с помощью офисных программ;
v Формирование навыков групповой деятельности.
Задачи:
v научиться представлять информацию в удобной для работы форме;
v закрепить практические навыки работы с офисными программами и в Интернете
Оборудование:
компьютеры с выходом в Интернет, мультимедийный проектор, локальная сеть.
Программное обеспечение:
Офисные программы (электронные презентации POWER POINT, текстовый редактор Word), карточки с заданиями для индивидуальной работы, план ответа для защиты работ.
План урока:
1. Подготовительный этап.
2. Организационный этап.
3. Актуализация знаний и умений.
4. Практическая работа с заданиями в офисных программах и в Интернете.
5. Обобщение и анализ проделанной работы
(представление своих работ)
6. Постановка домашнего задания.
7. Подведение итогов урока
Подготовительной этап:
учащимся было предложено подготовить к уроку материал для составления презентаций, кроссвордов, тестов по повторению курса алгебры -9.
Организационный этап.
Цель данного этапа: психологический настрой учащихся на деятельность
Актуализация знаний и умений.
v Обобщение способов поиска и представления информации, установление межпредметных связей между информатикой и математикой, использование готовых работ.
Форма работы - выступление учителя с элементами диалога.
v На этом же этапе повторяются основные приемы работы в текстовом редакторе и с презентациями, правила ввода запроса для поиска информации в Интернете.
Форма работы – беседа с элементами диалога.
Вопросы:
- С помощью каких программ вы можете представить приготовленную по своей теме информацию?
- В чем преимущество электронных презентаций перед текстовым редактором?
- При оформлении информации какого вида удобно использовать текстовый редактор?
- Какими источниками информации вы пользовались при подготовке к уроку?
- Как можно представить информацию, полученную из Интернета? Как правильно ввести запрос для поиска?
v Определение тем групповых занятий и форм представления информации с обоснованием выбранной программы.
Лабораторная работа
«Представление информации по выбранной теме средствами офисных программ»
Цель:
- Отработка навыка работы с офисными программами;
- Развитие графической культуры.
- Открыть необходимую офисную программу
Пуск / все программы / Microsoft office / PowerPoint или Word
При выполнении работы придерживайтесь требований к оформлению работ
(распечатки на рабочих столах)
- Подготовить защиту своих работ, используйте примерный план ответа (распечатки на рабочих столах)
Форма работы – групповая работа по 2-3 человека за компьютером,
учитель оказывает индивидуальные консультации по работе с программой.
Задания для лабораторной работы:
1. Квадратные неравенства
2. Линейные уравнения
3. Кроссворд по теме уравнения
4. Тест по алгебре (для проверки в классе)
5. Тест по алгебре (для индивидуальной работы)
6. Правила оформления решений уравнения
7. Исторический материал по теме уравнения (работа в сети Интернет)
3. работы сохранить в папке «УРОК» : рабочий стол / документы ученика / 9а / папка урок / название работы (например, тест, кроссворд, теория линейные уравнения и т.д.) для дальнейшей работы.
Обобщение и анализ проделанной работы:
1. Каждая группа представляет результаты своей работы по предложенному плану:
- Тема работы группы?
- Какую офисную программу использовали для представления информации и почему?
- Что удалось сделать на уроке, что еще необходимо доработать?
2. оценка выполненной работы с технической точки зрения учителем и учащимися.
Постановка домашнего задания.
Важное значение имеет наглядное представление полученной информации, а также грамотность изложенного материала, поэтому более детально содержание ваших работ рассмотрим с учителем математики и проведем индивидуальные консультации по работе.
д/з: закончить свою работу и до следующего урока представить учителю для проверки.
Подведение итогов урока.
Мы рассмотрели возможности использования офисных программ для представления информации, определили рациональность использования программы в зависимости от содержания и назначения материала, а также некоторые требования к оформлению работ.
За техническое представление материала оценки за урок:
Надеюсь, что следующие ваши работы будут оформлены более качественно.
Лабораторная работа
«Представление информации средствами офисных программ»
- Открыть необходимую офисную программу:
Пуск / все программы / Microsoft office / PowerPoint или Word
При выполнении работы придерживайтесь требований к оформлению работ:
- придерживайтесь единого стиля оформления
- используйте 2-3 цвета в тексте или на одном слайде
- рисунки должны соответствовать теме
- не перегружайте слайд разными видами анимации
- в текстовом документе используйте размер шрифта 14-16 для основного текста
- Подготовить защиту своих работ, используя примерный план ответа
- Тема работы группы;
- Какую офисную программу использовали для представления информации и почему;
- Что удалось сделать на уроке, что еще необходимо доработать;
- С какими трудностями столкнулись при работе.
3. Работы сохранить в папке «УРОК» : рабочий стол / документы ученика / 9а / папка урок / название работы (например, тест, кроссворд, теория линейные уравнения и т.д.) для дальнейшей работы.
Тема: «Использование интеренет-ресурсов при работе с электронными таблицами.
(Урок – практикум в 11 классе)
Цель урока:
v формирование навыков и умений информационно-поисковой
деятельности, групповой деятельности;
v расширение кругозора учащихся.
Задачи:
v научиться представлять информацию в удобной для работы форме;
v закрепить практические навыки работы в Интернете и с электронными
таблицами;
v рассмотреть рациональные способы поиска нужной информации.
Оборудование:
компьютеры с выходом в Интернет, мультимедийный проектор.
Программное обеспечение:
слайдовые презентации (среда POWER POINT), электронные таблицы Excel, карточки с заданиями для индивидуальной работы.
План урока:
1. Подготовительный этап.
2. Организационный этап.
3. Актуализация знаний и умений.
4. Работа в Интернете (лабораторная работа)
5. Обобщение и анализ проделанной работы
(представление своих работ)
6. Постановка домашнего задания.
7. Подведение итогов урока
Подготовительной этап:
Учащимся было предложено подготовить сообщения о поисковых системах Yandex, Google, Rambler, Aport.
Организационный этап.
Цель данного этапа: психологический настрой учащихся на деятельность
Актуализация знаний и умений.
v На данном этапе повторяются основные приемы работы с электронными таблицами, правила ввода запроса для поиска информации в Интернете.
Форма работы – беседа с элементами диалога.
Вопросы:
- Информацию какого вида можно найти в Интернете?
- Как правильно ввести запрос для поиска?
- В чем отличие при вводе запроса в кавычках и без ковычек?
- Почему не всегда удается получить нужную информацию?
- Какие проблемы при поиске нужной информации возникли у вас на прошлом уроке? Почему?
v Сообщения – презентации учащихся о поисковых системах, используемых в Интернете.
Лабораторная работа
«Поиск информации об учебных заведениях в Интернете»
Цель:
- Рассмотреть один из способов быстрого поиска нужной информации;
- Найти нужную информацию об учебном заведении и представить ее в удобной для работы форме.
- Зайдите на поисковую систему Yandex.
Вопрос: Как можно быстро из данного окна выйти на сайты учебных
заведений?
- Ввести точное название учебного заведения;
- Рассмотрим еще один из способов быстрого поиска информации, если нет точного адреса:
из данного окна поисковой системы Яндекс можно сразу выйти на раздел «учеба» и определить регион для поиска информации: учеба / высшее образование / Россия / регион Урал / Екатеринбург / высшее образование (гуманитарные, технические, университет) / выбрать сайт нужного учебного заведения / информация для абитуриентов
2. Найдите сайт нужного вам учебного заведения. Запишите в тетрадь его адрес.
Найдите материал, который поможет ответить вам на поставленные вопросы.
Найдите и сохраните или перенесите сразу нужную вам информацию в электронную таблицу (задания на карточках)
Задания для лабораторной работы:
(распечатаны для каждой группы)
Выбрать способ поиска информации и выполнить задание (на выбор ):
Задания:
1. Университеты: Государственный университет им.К Жубанова – стоимость семестра
2. Университеты: Государственный университет им.Аль-Фара-би – конкурс и проходной балл
3. Технические: Каз НТУ
4. Гуманитарные: юридическая академия – стоимость подготовительных курсов
5. Гуманитарные: академия управления и предпринимательства (европейско-азиатский институт управления и предпринимательства) – стоимость обучения
Яндекс / учеба / Казахстан / Актобе / другие города региона
6. Нижнетагильская педагогическая академия
Яндекс / учеба / Казахстан / Алма-Ата
7. Стоимость обучения в любом высшем учебном заведении
Полученные результаты оформить в электронной таблице, сохранить в своей папке под именем «вуз» для дальнейшей работы.
Обобщение и анализ проделанной работы:
Каждая группа представляет результаты своей работы:
- Информацию какого плана и о каком учебном заведении нужно было найти?
- Какой способ поиска информации использовали?
- Какую информацию смогли найти?
- Как представили найденную информацию?
- Какие выводы можно сделать по вашей информации?
- Насколько актуальна эта информация для вас?
Постановка домашнего задания.
Важное значение имеет наглядное представление полученной информации.
д/з: повторить правила работы с диаграммами в текстовом редакторе Word.
Подведение итогов урока.
Ұқсас тақырыптар:
- PowerPoint 2007 бағдарламасымен жұмыс жасау
- Информатикадан 5-6 сыныптарға арналған «Компьютерлік әліппе» элективтік курс жоспары
- Календарный план по инфоматике 10-11 класс. 2012-2013 учебный год
- Интернет
- Рефлективное размышления… (школьный проект).
- И-8. Деректер базасы. Деректер базасымен жүргізілетін амалдар.
- “Оқыту-тәрбиелеу үрдісінде интерактивті оқыту құралдарын тиімді қолдану жолдары және оның пайдасы”
- Microsoft Word-та құжаттарды құру және форматтау (колледж).
- Информатика. Қайталау, қорытындылау сабағы.
- И-10. Графикалық файлдарды ендіру (ашық сабақ).