Террор против общественного зла и его носителей
Допустим и оправдан террор против общественного зла и его носителей, по его мнению, только в условиях, когда общество зиждется на здоровой нравственной основе. Если же общественная мораль находится в состоянии упадка, то применение террора неоправданно и чревато тяжелыми последствиями. «Вред от нарастания жестокости,— подчеркивал Ли Дачжао,— значительнее, чем от разбушевавшегося потока или нашествия хищных зверей» Акты террора, писал он, сами по себе еще не выражают подлинной сущности тех, кто их совершает. Ими могут быть и гуманные люди — герои, и «жестокие и злобные подлецы».
Ими могут быть и гуманные люди — герои, и «жестокие и злобные подлецы». Различие в характере террористических актов, совершаемых героем или бандитом, он усматривал в том, что первый ставит своей целью покарать зло и поднять общественную мораль, ради чего он готов пожертвовать своей жизнью, а второй, пользуясь хаосом в обществе, преследует лишь свои низменные цели, личные интересы, ради которых «опускается до уровня хищного зверя» и тем самым еще больше разлагает моральные устои общества. Главная цель выступления Ли Дачжао — выразить свое отрицательное отношение к террористической кампании, развязанной силами китайской реакции во главе с Юань Шикаем против революционеров-республиканцев. Заслуживает внимания и попытка теоретического подхода к решению этой непростой проблемы.
Летом 1913 г, после завершения учебы в Тяньцзиньском училище, Ли Дачжао начал искать подходящую для себя работу, но из-за его радикальных взглядов эти попытки остались безуспешными. В июле потерпела поражение «вторая революция» — открытое выступление республиканцев против диктатуры Юань Шикая. Сунь Ятсен был вынужден бежать в Японию, В том же месяце агенты Юань Шикая расправились с видным политическим деятелем социалистической партии Чэнь Илуном, с которым Ли Дачжао поддерживал связи.