2 Апрель 2014 – 20:52 | Нет комментариев

Темиржанoва Меруерт Асетовна. I деңгей мұғалімінің портфолиосы А есебі №1 топ  Павлодар қаласы.
Әлем елдерi тәжiрибеciнде әр елдiң, әр мемлекеттiң өзiне тән oрта бiлiм
беру жүйеci мен мектеп үлгici, oрта мектептердiң, әр-қайcыcының қалыптаcқан өзiндiк iшкi құрылымы бар. …

Читать запись полностью »
Информатика

Бәрі информатикаға байланысты

Педагогика

Тәлім-тәрбиеге байланысты материалдар

Басқа пәндер

Ұстаздар шығармашылығы

Оқушылар шығармашылығы

Главная » Информатика

Урок русского языка в 10 классе по теме « Русский язык в современном мире»

Опубликовал в 3 Февраль 2014 – 09:15Нет комментариев

Сагинбаева Зина Пернебаевна. Г.Кызылорда, аул. Ж .Махамбетова, учитель русского языка и литературы сш. №143

Цели урока: образовательная: раскрыть функции русского языка в современном мире; расширить и углубить общие сведения о языке, о его международном значении;
развивающая: совершенствовать  культуру устного и письменного речевого общения, навыки работы в группах; развивать творческое мышление; активизировать и пополнять словарный запас учащихся.
воспитательная: привить любовь и уважение к русскому языку. Оборудование, наглядные пособия: учебник
Тип урока: вводный урок

             Ход урока

І. Организационный момент.Ознакомление учащихся с программой изучения курса русского языка в 10 классе.

ІІ. Объяснение новой темы.А) Мотивация учебной деятельности.  В 1934 г. замечательный русский писатель А. Н. Толстой предрекал: «Русский язык должен стать мировым языком. Настанет время (и оно не за горами),— русский язык начнут изучать по всем меридианам земного шара».

Писатель не ошибся в своем предсказании. Это время пришло. Русский язык в последние десятилетия не только небывало распространился по всей планете, не только завоевал уважение и признание разных наций и народов, но и юридически санкционирован в качестве мирового языка — одного из официальных языков Организации Объединенных Наций.

Русский язык был издавна известен и в соседних, и в запредельных землях. В торговле с мужественной и дружелюбной страной был кровно заинтересован и Запад, и Восток. Волей-неволей будешь изучать и язык этого великого и таинственного народа, населившего обширные пространства между Западной Европой и азией. англичанин Генрих Лудольф, долго живший в России и наблюдавший быт и язык разных сословий, в том числе и простого люда, в 1696 г. издал в англии одну из первых описательных русских грамматик. В ней он, в частности, отмечал: «Не только те народы пользуются русским языком, которые находятся в подданстве обширнейшей царской империи, но даже бухарцы, ведущие торговлю между Индией и Россией, изучают его».

В) Работа над темой урока. Сообщение учителя.

На вопрос «Сколько языков в мире?» никто не даст точного ответа. Среди языков есть большие и малые, а есть и великие. Слова большие, малые и великие лингвисты употребляют не для того, чтобы возвеличить один язык над другим, и не для того, чтобы сказать, будто один язык лучше другого. Дело только в количестве говорящих, в том, что на одних языках говорят миллионы людей, а на других — едва несколько сотен. Больше половины землян говорят на одном из пяти крупнейших языков мира. Такие языки называются мировыми (используется также образное выражение «клуб мировых языков»). Чтобы язык получил «звание» мирового, нужно, чтобы на нём говорило не меньше 200 миллионов человек.

Сколько же людей в мире говорит по-русски? Вот несколько цифр, свидетельствующих о распространении русского языка в наше время: русский язык является родным для 170 миллионов человек, и 350 миллионов человек его понимают. Большинство говорящих по-русски живёт, конечно же, в России, остальные — за её пределами. Кто эти люди? Это те, кто живёт на территории стран СНГ и Балтии, а также те, кто проживает в странах традиционного зарубежья. Для них специально издаются журналы и книги на русском языке, ведётся обучение в школах, между собой эти люди продолжают общаться по-русски. Однако русский язык изучают и те, для кого он не является родным (около 180 миллионов человек). Так, в Германии, Австрии и Швейцарии русский язык в первую очередь интересует тех, кто занимается или будет заниматься бизнесом. В Израиле русский изучают дети из многочисленных русскоговорящих семей. Японцев и многие другие народы привлекает удивительная русская литература. а в последнее время появился и чисто «спортивный интерес» к изучению русского языка — ведь зимние Олимпийские игры будут проходить на территории России — в черноморском городе-курорте Сочи.  В общем, мотивы изучения русского языка в зарубежных странах самые разные. Ясно одно: русский язык активно распространяется в мире и по праву входит в «клуб мировых языков». Изучайте же и оберегайте русский язык!

В) Чтение учениками текста о роли языка в жизни общества, озаглавить текст.

С) Найти в тексте однокоренные слова к существительным язык, общество, человек. Определить какой частью речи они являются. Указать, какие предложения по цели высказывания имеются в тексте. Найти грамматические основы в вопросительных предложениях.

III. Закрепление темы урока.

А) Прочитать высказывания известных писателей о языке, сделать вывод о богатстве, красоте, выразительности и развитости русского языка. Объяснить постановку тире в первом предложении.

1. «Что русский язык – один из богатейших языков в мире, в этом нет никакого сомнения». (В.Белинский)

2. «Дивишься драгоценности нашего языка: что ни звук, то и подарок; всё зернисто, крупно, как сам жемчуг, и, право, иное названье ещё драгоценней самой вещи». (Н.Гоголь)

3. «Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, этот клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками, в числе которых блистает опять-таки Пушкин! Обращайтесь почтительно с этим могущественным орудием; в руках умелых оно в состоянии совершить чудеса!» (И.Тургенев)

4. Язык – это история народа. Язык – это путь цивилизации и культуры… Поэтому-то изучение и сбережение русского языка является не праздным занятием от нечего делать, но насущной необходимостью.  (А.Куприн)

В) Практическая работа. Списать упражнение 5, расставляя пропущенные знаки препинания и объясняя их постановку. Объяснить правописание личных окончаний глаголов 2-го лица ед. числа. Обозначить грамматическую основу каждого предложения.

Г) Упражнение7. Прочитать пословицы, объяснить их смысл. Списать, вставляя пропущенные буквы и раскрывая скобки.

Заключительное слово учителя. Последние несколько лет интерес к русскому языку в Казахстане стабильно растет. И связано это в основном с ростом культурных и экономических связей с Россией. Русский язык в Западной Европе сегодня учат экономисты и юристы, таксисты и полицейские, работники туристического бизнеса и продавцы. Объявление типа «Фирме требуются работники со знанием английского и русского языков» можно увидеть и в Армении, и в странах Балтии, и во Франции.

Изучая русский язык, его развитие, вникайте в суть грамматических правил, размышляйте над значением слов, над их сочетаниями, осмысливайте суть каждого предложения. Помните, что поколения русских людей, пользуясь языком, обогащая и совершенствуя его, отразили в словах, словосочетаниях.

IV.Задание на дом. Упражнение 8. Списать, выделить грамматическую основу предложений. Определить, в каких падежах употреблено существительное язык, обозначить окончания.

Ұқсас тақырыптар:

    None Found

Оставьте комментарий

Вы должны войти , чтобы оставить комментарий.