Церковь и империя клюнийская реформа

Церковь и империя клюнийская реформа

Вплоть до конца XI в. западное христианское духовенство — епископы, священники и монахи — находилось куда больше под вла­стью императоров, королей и крупнейших феодалов, чем под властью пап. С одной стороны, большая часть церковной собственности при­надлежала этим самым императорам, королям и крупным помещикам. Как собственники-миряне, они не только контролировали земли и до­ходы церкви, но и назначали на должности епархиальных архиереев и других, находившихся на их земле угодных им лиц, часто из числа близких родственников. Сам заказывал, и вам советую. Эта власть раздавать церковные должности (бенефиции) часто оказывалась весьма прибыльной, так как этим должностям сопутствовала обя­занность получать доходы и службы с земельных владений при них. Епархия представляла собой обычно большое феодальное поместье, в котором имелись министериалы, управлявшие сельскохозяйственным производством и за­нимавшиеся военными делами, а также крестьяне, обеспечивав­шие рабочую силу. Более низкие должности внутри епархии, скажем обыкновенный деревенский приход, тоже могли оказать­ся весьма доходными, ведь патрону полагалась часть сельскохо­зяйственной продукции и дохода от разных экономических служб.

В дополнение к своему подчиненному положению в политико-эконо­мическом отношении церковь и по своей внутренней структуре была подот­четна мирянам. Императоры и короли созывали церковные соборы и публи­ковали церковные законы. В то же время епископы и другие высокопостав­ленные представители духовенства заседали в правительственных органах: ме­стных, баронских, королевских или имперских. Епархиальное управление ча­сто являлось главным органом гражданской администрации, а епископы — важными членами феодальной иерархии. Женитьба священников, в то время широко распространенная, предоставляла им родственные связи с местными правителями. Императоры и короли облекали епископов не только граждан­ской и феодальной властью, но и церковной. Таким образом, религиозная и политическая сферы тесно переплетались. Спор по юрисдикции епископа мог решаться в Риме или региональном синоде, однако с тем же успехом его мог рассматривать суд короля или императора.

Эта система была аналогична той, что господствовала в Восточной Римской империи, и которая позже была на Западе осуждена как "кесаре-папизм".

Однако не совсем корректно говорить о королях и императорах За­падной Европы в VI — XI вв. как "мирянах." Так их стал называть папа после 1075 г., но до того времени они обладали бесспорными религиозными функциями. Правда, они не были духовенством, то есть возведенными в сан священниками. Тем не менее считались "Христовыми наместниками", сак­ральными фигурами, религиозными вождями своего народа. Часто говорилось, что эти люди стали святыми благодаря своему помазанию и имеют целитель­ный дар. Император в особенности востоинимался как высший духовный руководитель всех христиан, которого не смел судить ни один человек, но который сам судил всех людей и отвечал за них на Страшном суде.

Империи Карла Великого или Генриха IV не следует путать с более ранними империями — римской империей Августа или Константина. Хотя и поддерживалась иллюзия непрерывности по отношению к Древнему Риму, каролингский термин "империя" (imperium) относился не к территории или федерации народов, а скорее к природе императорской власти, которая при этом сильно отличалась от власти предшествующих римских императоров. В отличие от кесаря, Карл и его преемники правили своими подданными не через имперскую бюрократию. Даже не было столичного города, сравнимого с Римом или Константинополем. Более того, в империи кесарей было мно­жество городов, а Карл и его преемники городов почти не имели. Вместо этого император и его дом путешествовал по своим обширным пределам из одной местности в другую. Он был постоянно в пути, разъезжая по Франции, Бургундии, Италии, Венгрии и по своей франко-германской родине. В рамках почти исключительно местной экономики и такой политической струк­туры, которая давала высшую власть племенным и региональным вождям, перед императором стояли военная задача — поддержать коалицию племен­ных армий, которые защитили бы империю от внешних врагов, и духовная — поддержать христианскую веру империи против возврата к язычеству. Им­ператор правил, проводя судебные заседания, но был прежде всего судьей своего народа. Приехав куда-либо, он выслушивал жалобы и осуществлял правосудие, был также защитником бедных и слабых, вдов и сирот.

Эта империя была не географическим единством, а единством военной и духовной властей. Ее стали именовать Римской империей не ранее 1034 г., а Священной Римской империей назвали только в 1254 г.

В X и начале XI в. существовало мощное движение за очищение цер­кви от феодальных и местных влияний и от неизбежно сопутствующей им коррупции. Ведущую роль в этом движении играло аббатство Клюни, чья штаб-квартира была расположена в одноименном городе на юге Франции. Клюни представляет особый интерес с юридической точки зрения, так как это был первый монашеский орден, в котором все монастыри, разбросанные по Европе, подчинялись единому главе. До основания аббатства Клюни в 910 г. каждый бенедиктинский монастырь был независимой единицей под ру­ководством аббата, обычно под юрисдикцией местного епископа, и имел лишь слабые федеративные связи с другими бенедиктинскими монастырями. Клюнийские монастыри, которых через сто лет после основания ордена насчи­тывалась добрая тысяча, все управлялись приорами под юрисдикцией аббата Клюни. По этой причине аббатство Клюни называли первой транслокальной корпорацией, послужившей в итоге моделью для католической церкви в це­лом.

1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (Еще не оценили)
Загрузка ... Загрузка ...

One Response to Церковь и империя клюнийская реформа

  1. Порфирий Шарапов пишет:

    Замечательно, это очень ценное сообщение

Оставить комментарий

Почта (не публикуется) Обязательные поля помечены *

Вы можете использовать эти HTML теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>

Подтвердите, что Вы не бот — выберите самый большой кружок: